Стремидловский: Польша не была жертвой во Второй мировой войне
Основа польской политики формирования исторической памяти о Второй мировой войне — это активное использование эмоционально-чувственного аспекта, заявил шеф-редактор церковно-политической редакции ИА REGNUM Станислав Стремидловский 5 февраля на круглом столе «Кто и как искажает историю Второй мировой войны» в ИА REGNUM, сообщает корреспондент ИА Красная Весна.
«Главное в польской политике исторической памяти — это создать стойкие эмоции и их закрепить», — заявил Стремидловский.
Польский подход к формированию исторической памяти приводит к тому, что сильные эмоции преобразуются в очень стойкие чувства и убеждения, отметил политолог. Этим он сильно отличается от российского, который больше направлен на раскрытие и насыщение знаниями и фактами.
В результате, когда идет разговор с поляком на уровне рассудочной аналитики, их эмоционально-чувственный комплекс отвергает неудобные или противоречащие усвоенным убеждениям факты. И это является положительной стороной «польского подхода», считает Стремидловский.
Отрицательной строной является то, что, в результате многолетней работы Института национальной памяти Польши история польского государства стала напоминать «хрустальный шар, в котором нет никакого изъяна». И из-за этого история страны становится крайне уязвимой.
«Потому что изъяны есть, — отмечает политолог. — Как бы поляки не пытались представить себя жертвами (во Второй мировой войне — прим. ИА Красная Весна), жертвами они не были».
Знать о такой особенности польской исторической памяти, понимать, на чем и как она строится, крайне важно российской стороне для эффективного противодействия ставшей откровенно антироссийской политики Варшавы, считает шеф-редактор издания.
«Мы сами часто упускаем те моменты, на которых можно показать полякам, что в их хрустальном шаре исторической памяти есть очень серьезные изъяны», — добавил политолог.
Напомним, современная концепция истории Польши говорит о том, что их государство стало жертвой двух агрессивных тоталитарных режимов — нацистского и советского. Германия и СССР договорились о разделе между собой Восточной Европы, о чем заключили соответствующие соглашение о ненападении в августе 1939 года, которое вошло в западно-европейскую историографию под названием пакт Молотова-Риббентропа.
Этот договор, считают польские историки, позволил нацистам развязать Вторую мировую войну, напав 1 сентября на Польшу. Германию поддержали советские войска, войдя на территорию Польши с востока 17 сентября 1939 года.
Подобную позицию поддерживают сейчас и европейские политики, которые возложили ответственность за начало Второй мировой войны на Германию и СССР.
Москва неоднократно заявляла, что подобные домыслы никак не соответствуют исторической реальности. В частности, президент России Владимир Путин в конце 2019 года выступил перед главами государств СНГ, где на основе фактов и документов показал ложность пропагандируемой европейскими политиками концепции начала Второй мировой войны.