Мэр Бугульмы проигнорировал мнение дипломатов и открыл памятник белочехам
На фоне инициативы чешских властей установить дополнительную табличку на памятнике маршалу Коневу в Праге, по мнению российских дипломатов, оскверняющей его, в торжественном мероприятии в честь 100-летия чехословацкого мятежа принял участие мэр Бугульмы Линар Закиров, 12 ноября сообщает чешское издание Aktuálně.cz.
Представители Чехии в форме легионеров чехословацкого корпуса с знаменами времен Гражданской войны, в присутствии замминистра обороны Чехии Алены Нетолицки возложили цветы к памятнику белочехам, установленном в 2017 году на мемориале погибшим в Великой Отечественной войне. Фоторепортаж мероприятия обуликован порталом Aktuálně.cz.
По мнению издания, мэр Бугульмы настолько симпатизирует Чехии, что не учел мнение первого секретаря российского посольства в Праге Валерия Коннова и представителей Министерства обороны, занимающихся российскими военными захоронениями в Чехии. Он изменил свой рабочий график, чтобы лично присутствовать на открытии. «„Не жалею», — признался он», — пишет издание. Также Линар Закиров пообещал чехословацкой стороне благоустроить территорию, и если будут установлены другие имена погибших легионеров, внести их дополнительно к уже существующим 77 именам, выгравированным на памятнике.
Напомним, летом 1918 года железнодорожный узел Бугульма несколько раз переходил из рук в руки, за него шли ожесточенные бои с применением бронепоездов. 5 июля 1918 года запомнился горожанам расстрелом чехословаками 14 рабочих-железнодорожников бугульминского депо, которые в числе других дружинников, охранявших дорогу, приняли бой и были взяты в плен.
Напомним также, что на памятник советскому маршалу Ивану Коневу установлена «поясняющая» табличка, где сначала говорится о том, что Конев командовал воинскими подразделениями, первыми вошедшими в Прагу 9 мая 1945 года. Далее надпись гласит: «Осенью 1956 года маршал Конев командовал кровавым подавлением Венгерского восстания силами Советской армии, а в 1961 году в Берлине в качестве командующего группой советских войск участвовал в развязке так называемого Второго Берлинского кризиса и возведении Берлинской стены. Летом 1968 года маршал Конев лично руководил разведывательной работой перед вторжением войск Варшавского договора в Чехословакию». Памятник регулярно обливается краской и расписывается граффити, в связи с чем российское посольство выражает протесты.
Церемония поминовения бойцов чехословацкого корпуса была для главы Бугульмы столь желаной, будто речь шла о деятелях, сыгравших ключевую роль в истории региона. И этот корпус действительно сыграл особую роль, причем в масштабах всей страны.
Мятеж чехословаков запустил в России боевые действия гражданской войны. На их штыках в регионах ко власти пришли социально близкие им русские белогвардейцы, не поддержанные большинством народа. Также, надо отметить, что их мятеж сопровождался массовыми расправами над противником, что усугубило тяжесть гражданской войны.
Демонстративностью своего поступка мэр Бугульмы показывает обществу, что он полностью разделяет взгляды чешских и русских белогвардейцев. Учитывая при этом, то, что он проигонорировал действия, оскверняющие памятник советскому маршалу Коневу в Праге, можно сказать, что Линар Закиров совершает не акт примирения, а акт гражданской войны.