Социолог рассказал, чем отличаются студенты 2010-х от студентов 1990-х
Результатами масштабного социологического исследования, которое отвечает на вопрос «Чем отличаются студенты 2010-х от студентов 1990-х?», поделился с корреспондентами профессор Уральского Федерального университета Юрий Вишневский, 22 октября передает новостной портал 66.RU.
Коллектив социологов под руководством Вишневского изучал студентов Екатеринбурга с середины 1990-х годов. По словам Вишневского, побудили к исследованию студенческие акции протеста против реформы высшего образования. В Екатеринбурге в 1998 году такой протест закончился стычкой с ОМОНом, после чего губернатор Свердловской области Эдуард Россель заявил о необходимости изучения жизни студентов и информирования об этом руководства региона. Этим и занялись Юрий Вишневский и его группа.
В выборку исследования с первых лет входили только студенты третьего курса — в силу того, что данный период является временем самоопределения, адаптации и планирования профессиональной деятельности.
Социологическое исследование Вишневского и его коллектива выявило, что студенты середины 1990-х и середины 2000-х не сильно отличаются между собой. Серьезная разница наблюдается с 2012 года.
Кино и дискотеки для современных студентов заменил компьютер. Алкоголь и наркотики перестали быть привлекательными — последние так и вовсе вызывают резко негативное отношение. Студентов меньше интересует политика — им близок принцип «меньше трепа, больше дела».
Исследование показало, что современным студентам не присущ меркантилизм — их в два раза меньше беспокоят деньги, чем 20 лет назад. Однако выбор вуза для студентов уже определяется не желанием стать профессионалом, а востребованностью профессии и престижем учебного заведения.
Существенные изменения произошли в сфере семейных ценностей. Сильно сократилось число семей среди студентов. Пришла новая форма отношений — сожительство, которое часто именуют «гражданским браком». Вишневский не склонен называть современную молодежь неразборчивой в плане семейной и половой жизни. По его мнению, это всегда присуще молодежи. Но сегодня формирования отношений среди этой группы строится по принципу «попробовали, не понравилось, разошлись». В связи с этим социолог отмечает, что работа над сексуальной моралью молодежи идет плохо, что в особенности касается девушек.
Оценил профессор и новые веяния в образовании. По его мнению, ЕГЭ убивает творческие способности. Старшеклассники осваивают материал с помощью «натаскивания», а когда приходят в вуз говорят: «мы это проходили, уже сдали и ничего не помним». Переход на модульную систему обучения, по Вишневскому, привел к тому, что утрачивается коллективная форма обучения, а студенчество перестает быть периодом совместной учебы.
Завершая свое рассуждение об исследовании, профессор отметил, что является сторонником такого подхода воспитания, когда для детей создаются условия их развития и взросления, а не когда детей приходится «выращивать».
Отметим, исследование Вишневского и его группы проходило в течение 21 года. Как подчеркивает профессор, подобного социального замера не проводил ни один университет мира.