Президент Болгарии заявил, что не признает результатов будущих референдумов
«Правовым абсурдом» назвал проводимые в некоторых освобожденных от укронацистов областях Украины референдумы президент Болгарии Румен Радев, 23 сентября сообщила пресс-служба главы болгарского государства.
Президент Радев заранее заявил, что Болгария не признает результатов проводящихся референдумов, выступая на консультативном совещании для обсуждения безопасности, экономических и социальных последствий эскалации событий на Украине.
В своем обращении к согражданам после совещания президент Радев напомнил, что еще 24 февраля, в начале событий он созвал консультативное совещание, на котором осудил и «заклеймил» действия России как «категорически недопустимые».
Президент заявил, что, хотя Болгарии непосредственно ничто не угрожает, однако, как член НАТО и Евросоюза Болгария фактически занимает в вышеупомянутом конфликте определенную сторону, и на нее распространяются риски и затраты альянса в целом:
«Вместе с эскалацией конфликта растут и риски для нашего региона, для Европы и для мира. Хотя прямой военной угрозы безопасности страны в настоящее время нет, эти риски оцениваются и принимаются меры по их минимизации. Болгария усердно работает над обеспечением своей безопасности, укрепляя свой потенциал национальной обороны и выполняя свои обязательства в рамках системы коллективной безопасности Североатлантического союза».
Президент Радев подчеркивает, что риски, вытекающие из событий на Украине «не заканчиваются военной безопасностью. Как ответственный член Европейского Союза, Болгария участвует в общей внешней политике и поддерживает санкционный режим союза. Но Европа обязана параллельно с введением санкций активно искать механизмы минимизации риска этих санкций, потому что таким образом она сама ставит под угрозу свой промышленный потенциал и конкурентоспособность».
При этом президент Радев указывает, что в стране растет как политическая, так и экономическая нестабильность, и что в конечном счете тяготы от принимаемых решений, принятие которых он и сформированное им временное правительство делегировали «Европе», по-прежнему ложатся на плечи рядовых граждан страны:
«Расплачиваться за эскалацию вновь будут граждане, все более открыто выражающие свое беспокойство и недовольство завышенными ценами. Болгария находится в числе наиболее пострадавших. Эскалация конфликта может сказаться не только на поставках газа, но и на поставках нефти и топлива в Болгарии, на работе крупных электростанций, на поставках с моря. И все это вместе взятое, мы знаем, что означает — дальнейшее углубление экономического и социального кризиса».
Участие в совещании приняли премьер-министр Галаб Донев, вице-премьер по экономической политике и и. о. министра транспорта и коммуникаций Христо Алексиев, вице-премьер по общественному порядку и безопасности, и. о. министра труда и социальной политики Лазар Лазаров, министр обороны Димитр Стоянов, министр энергетики Росен Христов, министр экономики и промышленности Никола Стоянов, заместитель министра иностранных дел Велислава Петрова, заместитель начальника обороны генерал-лейтенант Димитр Илиев, заместитель начальника секретаря МВД Станимир Станев, председатель Государственного агентства национальной безопасности Пламен Тончев, заместитель председателя Государственного разведывательного управления Асен Тутеков и директор Службы военной разведки бригадный генерал Венелин Венев.
То есть ни о какой самостоятельной политике, как, например, в Турции, речь не идет. Решение о том, как минимизировать явный, реальный урон, наносимый антироссийскими санкциями экономике стран — членов Евросоюза, с точки зрения президента Радева, должна принять «коллективная Европа».
При этом в стране есть политические силы, заявляющие другую повестку дня. Например, члены парламентской партии «Вазраждане» неоднократно высказывались о необходимости занятия нейтральной позиции по отношению к конфликту на Украине, а также пересмотру условий членства в Евросоюзе. Кроме того, в случае если Болгарии как члену НАТО угрожает втягивание в вооруженный конфликт с братскими народами, категорически необходимо не допустить такого втягивания, вплоть до выхода из Североатлантического альянса.