«Древо жизни» в Пуэбло Бонито привезли уже срубленным, считают ученые
Легенда о священной сосне ponderosa, или «Древе жизни», произраставшей в религиозном центре североамериканских индейцев Пуэбло Бонито, вероятно, является ошибочной. Об этом говорят результаты исследования, опубликованные 17 марта в журнале American Antiquity.
Индейский поселок Пуэбло Бонито в каньоне Чако в Нью-Мексико на юго-западе США был построен в девятом веке как ритуальный культовый центр. В 1924 году при раскопках археологи из Национального географического общества в поселке нашли 6-метровую сосну на западном дворе большого дома.
«Возможность найти такое дерево после того, как оно пролежало нетронутым более 800 лет, кажется невероятной, но тем не менее, это так, потому что кольца деревьев не лгут», — сказал автор исследования, научный сотрудник лаборатории исследований колец деревьев в Аризонском университете Кристофер Гитерман.
Открытие стало сенсацией, так как в окрестностях каньона Чако не растет ни одного дерева и строители ритуального комплекса доставляли лес с отдаленных горных хребтов. С тех пор многие авторы придают сосне культовое значение в проведении ритуальных церемоний населением Пуэбло Бонито.
Дерево было найдено под верхним слоем почвы, лежащем на бывшей мостовой поселка. По описанию руководителя экспедиции Нила Джадда из Смитсоновского института, его «огромные корявые корни исключали возможность того, что его когда-либо перемещали».
Однако у авторов исследования возникла другая точка зрения на происхождение сосны. «Важно признать, что это только части корней, а не вся корневая система», — сказал соавтор исследования профессор антропологии Джеффри Дин. «Отсутствие корневой системы в сочетании с тем фактом, что дерево лежало плашмя на верхней поверхности площади, означает, что дерево не росло в Пуэбло Бонито».
Дендрохронологический анализ, проведенный в 1928 году, подтвердил, что дерево росло в период между 732 и 981 годами. Чтобы выяснить, откуда появилась сосна в каньоне Чако, исследователи впервые применили метод dendroprovenance, при котором изучаются модели роста древесных колец, чтобы проследить происхождение дерева.
На основании анализа всех имеющихся свидетельств Гитерман и его соавторы пришли к выводу, что дерево не росло в Пуэбло Бонито. Скорее всего, сосна была привезена из горного массива Чуска в 80 км к западу от каньона Чако вместе с другими сосновыми бревнами, используемыми в строительстве. Дерево жило в горах Чуска более 250 лет.
«Мы предполагаем, что дерево росло до 1100-х годов и уже после того как оно погибло, либо от вырубки, либо по естественным причинам, его привезли в Пуэбло Бонито, где его либо бросили, либо использовали для какой-то цели (возможно, как столб). Оно могло упасть или остаться стоять, чтобы, в конце концов, рухнуть на площадь», — сказал Гитерман.
Тем не менее, даже зная вероятное место рождения дерева из Пуэбло Бонито, тайна его назначения остается, считает Гитерман. «Зачем древние Чакоанцы перенесли это дерево и как? — сказал он. — Мы не видим никаких следов передвижения, так что они, должно быть очень тщательно обработали это тяжелое бревно. Как они это сделали — вопрос для обсуждения».
Пуэбло Бонито (от исп. «прекрасный поселок») — самый крупный из поселков-«дворцов» индейской культуры анасази (или предки пуэбло) в Национальном парке Чако-Каньон в штате Нью-Мексико. По значению Пуэбло Бонито можно приравнять к Стоунхенджу в Великобритании и Мачу-Пикчу в Перу. По данным Службы национальных парков, культурный расцвет народа Чакоан начался с середины 800-х годов и продолжался более 300 лет.
За это время индейские племена построили массивные каменные здания, порой в несколько этажей, вмещающих сотни комнат, однако в Пуэбло Бонито никто не жил. Считается, что комплекс служил особым местом сбора, где происходили обряды и передавались священные знания.
Стоит отметить, что сосны играют важную роль в современной пуэблоанской жизни. Например, во время фестиваля Сан-Джеронимо в Таосе, штат Нью-Мексико, ввозят сосны и используют их для церемониального лазания на шест или для подвешивания сумок с подношениями. Кроме того, танцоры часто держат в руках ветви сосны во время танца.