Китай развил идею советских «досок позора» и успешно борется с коррупцией
Одна из самых знаменитых актрис Китая Фань Бинбин призналась в уходе от налогов и пообещала возместить государству все убытки после публикации рейтинга социальной ответственности звезд местного шоу-бизнеса, сообщает 8 октября газета «Взгляд».
Фань Бинбин оказалась в этом списке с нулевым рейтингом на последнем месте. Рейтинг составил Пекинский педагогический университет. В него вошли сто самых популярных актеров, певцов и ведущих развлекательных программ.
По результатам оказалось, что всего 9 человек смогли получить рейтинг больше 60% — этой планкой исследователи обозначили положительный результат. Все остальные набрали настолько мало баллов, что исследователи не смогли признать их «успешными ролевыми моделями».
Напомним, методы максимальной огласки китайские власти уже давно широко используют в борьбе с высокопоставленными коррупционерами или бизнесменами, уходящими от налогов. По данным «Взгляда», их фотографии размещают на первых полосах крупнейших газет, а об их делах пишутся подробные статьи.
В результате семья и окружение героя таких статей «теряет лицо», и, даже сбежавший из страны с награбленным гражданин зачастую не выдерживает морального осуждения, соглашается вернуться домой и пойти на сделку с правоохранительной системой.
Понятие «лицо» является одним из самых главных понятий в китайском менталитете. Означает оно добрую репутацию, хорошее «имя». То есть определяет условную «порядочность» человека в социуме.
В статье «„Лицо“ как базовый концепт концептосферы китайского языка» из сборника «Общество и государство в Китае: XXXIX научная конференция» института востоковедения РАН так описываются последствия «потери лица»: «Любое проявление пренебрежения „лицом“, которое заставляло людей чувствовать дискомфорт или неблагоприятно выглядеть в глазах других и отражалось не только на них, но и на их семьях и группах, считалось оскорблением, которое требовало быстрых извинений, а в более серьезных ситуациях, и определенного возмездия или мести.»
В случае «потери лица» — ситуации, когда порядочность человека, «социальное доверие» к нему публично проблематизировано, — для такого человека теряется дальнейший смысл существования, так как общество отвернется от него. Местная пословица гласит: «Человек не может жить без лица, дерево не может жить без коры».
Кроме того, «потеря лица» одного человека тут же наносит урон «лицам» всех его родственников, друзей и партнеров. И если он не признает и не возьмет ответственность за свои ошибки на себя, то сломает тем самым жизнь десяткам людей из своего ближайшего окружения, которые «потеряют лицо» вслед за ним.