Историк: у японских претензий на Курилы нет юридических обоснований
Русско-японский договор 1875 года не может являться юридическим обоснованием претензий Японии на Южные Курилы, заявил историк Григорий Миронов 7 мая в интервью изданию «ПолитРоссия».
«Нынешние претензии Токио звучат как минимум странно», — отметил Миронов, комментируя претензии Японии на все Южные Курилы. Он подчеркнул, что жадность официального Токио переходит границы разумного.
Согласно первому дипломатическому соглашению, заключенному между Российской империей и Японией 26 января 1855 года, — т. н. «Симодский трактат» — Южные Курилы признавались японской территорией. Однако условия этого трактата, подразумевавшего добрососедские отношения между государствами, были позднее нарушены Японией в 1904 году, когда она напала на русский флот в Порт-Артуре.
Второе соглашение, заключенное в 1875 году, признавало Сахалин русским, а острова Курильской гряды — японскими. Миронов отметил, что для России имело большое значение признание своей власти над Сахалином: по соглашению 1855 года Сахалин находился в ведении обоих государств.
Историк подчеркнул, что, хотя позднее Российская империя потеряла власть и над южным Сахалином, — по итогам Второй мировой войны суверенитет России был восстановлен и над всеми островами Курильской гряды, и над всей территорией острова Сахалин. Таковы были условия, согласованные на Ялтинской конференции в феврале 1945 года: СССР вступит в войну против Японии в обмен на возврат ранее принадлежавших России территорий.
Напомним, суверенитет СССР над Курильскими островами зафиксирован в документах Ялтинской и Потсдамской конференций 1945 года и является неоспоримым итогом Второй мировой войны.