1. Реальная Россия
  2. Наука и культура
Санкт-Петербург, / ИА Красная Весна

Для изучения работы мозга необходимо сменить парадигму — нейролингвист

Изучение человеческого мозга
Изучение человеческого мозга

Человеческий мозг не только собирает, но и создает информацию, и для изучения того, как это происходит, нужно менять парадигму, заявила директор Института когнитивных исследований СПбГУ профессор Татьяна Черниговская на конференции общероссийской общественной организации «Российская ассоциация содействия науке», сообщает 11 ноября пресс-служба СПбГУ.

Черниговская отметила, что за несколько десятков лет ученые узнали, что существует не 5-10 видов нейронов, а около 1000. Все нейроны, по словам профессора, могут находиться в пяти различных состояниях.

«Если умножить 85 млрд нейронов на пять возможных состояний и примерно на 10 000 синаптических связей, объединяющих их с другими нейронами, получится астрономическое число — квадриллион. Мы имеем дело со сложнейшей нейронной гиперсетью, которая все время развивается по своим законам и под мощным влиянием внешней среды», — сообщила нейролингвист.

Она подчеркнула, что человек живет не только в материальном мире, но и в мире смыслов, который сам же и создает. Ранее исследования были направлены на то, чтобы собрать как можно больше данных о нейронах, их ансамблях и зонах, отвечающих за определенные функции. Однако, по словам ученого, этот способ не даст возможности понять, как в мозгу возникает мысль.

«Наш мозг является семиотическим пространством. Это означает, что он не столько собирает, сколько создает информацию. Мозг — это устройство, которое производит смыслы», сказала Черниговская.

По словам профессора, сегодня ученые не имеют ни малейшего понятия, как происходит рефлексия. Она подчеркнула, что линейный взгляд на процессы такой степени сложности, как те, что происходят в мозге человека, далее невозможен, поэтому необходима смена парадигмы.

В связи с этим Черниговская предложила обратить внимание на сферу творчества. По ее словам, как для образования жемчужины в раковине нужно инородное тело, так и для появления шедевров искусства или научных открытий необходим «неправильный» подход.

«Наш мозг не компьютер. Искусство, созданное человеком, может показать, как эта гигантская нейронная сеть создает миры музыки, математики или языка. В некотором смысле это путь культурной археологии или даже антропологии», — пояснила она.

Профессор указала, что продолжая идти по старому пути и изучая отдельные нейроны без общей картины, ученые будут бесконечно ходить по кругу и делать ошибки. Необходимо изучать то, что отличает человека от соседей по планете, а именно — творчество, которое способно создавать одной только силой мысли нечто, никогда ранее не существовавшее.

Черниговская подчеркнула, что изучить мозг как носитель и создатель информации можно только в конвергенции наук. Как пояснила нейролингвист, ученые смогут понять, что необходимо искать при исследовании мозга естественно-научными методами, только соединив средства нейронаук, языка математики и искусства, а также лингвистики, поскольку именно язык дает человеку большую часть информации о том, как можно систематизировать мир.

Черниговская сообщила, что в мозге человека действуют разные нейронные сети. Дефолтная сеть, направленная вовнутрь, управляет автобиографической памятью, воображением и способностью оценивать свои действия. Другая нейросеть, направленная во внешний мир, управляет целенаправленным поведением и его контролем.

«Если мы хотим понять, как происходит креативное мышление, мы должны освободить мозг от логических установок, уменьшить контроль со стороны механизмов концентрированного внимания и увеличить роль и долю сетей, которые обеспечивают воображение и произвольный поток сознания», — отметила профессор. Она подчеркнула, что когнитивная наука и нейронаука в целом не совершат скачка, если не будут рассматриваться высшие проявления человеческого гения.

По словам Черниговской, это очень трудная дорога, на которой требуется смотреть не только на результаты МРТ и нейронные спайки. Нужно читать письма и дневники творцов, изучать записи их разговоров друг с другом, вглядываться в картины мастеров живописи, литературы и музыки, рассматривать черновики и эскизы. Такой путь, по мнению нейролингвиста, может показать, как шла мысль творческих людей.