Пентагон приступил к разработке мобильных атомных реакторов
Специалисты по атомной энергетике Пентагона отправились в ядерную лабораторию в Айдахо для подготовки теоретического обоснования программы мобильных атомных реакторов, 24 сентября сообщает интернет-издание Miltary.com.
Отправной точкой следующего этапа исследований стала публикация Пентагоном результатов исследования воздействия разных систем энергообеспечения на окружающую среду, в котором оцениваются перспективы строительства и эксплуатации ядерного микрореактора, который может вырабатывать от 1 до 5 мегаватт электроэнергии.
«Безопасный, небольшой, мобильный ядерный реактор удовлетворит растущие потребности американских вооруженных сил, став надежным источником энергии, который не увеличит потребности Министерства обороны в углеродном топливе, одновременно поддерживая критически важные операции в отдаленных и суровых условиях», — говорится в заявлении Пентагона.
Министерство, как говорится все в том же докладе, хочет «снизить зависимость от местных электрических сетей, которые склонны к длительным отключениям в результате стихийных бедствий, кибератак, внутреннего терроризма и сбоев из-за отсутствия технического обслуживания», — приведенная в статье цитата из 314 страничного доклада не позволяет, к сожалению, сказать, продолжает ли Пентагон обсуждать проблемы американских экспедиционных сил за рубежом или же речь уже идет о перспективах использования мобильных атомных реакторов на территории самих США. Отсылка к проблеме т. н. «внутреннего терроризма» говорит именно в пользу последнего.
А тут еще и Эдвин Лайман, директор по безопасности ядерной энергетики некоммерческой организации The Union of Concerned Scientists заявил, что использование микрореакторов на военных базах внутри страны и за рубежом кажется ему крайне сомнительным.
«Эти реакторы могут создать больше логистических проблем и опасностей, чем мы собираемся с их помощью решить», — сказал он и подчеркнул, что атомные реакторы будут уязвимы не только на передовой, где их можно хотя бы попытаться как-то защитить, но и во время транспортировки. Тем более, что речь идет о транспортировке преимущественно воздушным транспортом.
«Всегда найдется способ, которым противник может повредить ядерный реактор и вызвать рассеивание ядерного топлива», — сказал Лайман.
В настоящее время рассматриваются две конструкции мобильных микрореакторов с газовым охлаждением, использующих обогащенный уран в качестве топлива, но Пентагон не стал уточнять каких-либо технических характеристик, сославшись на то, что оба проекта находятся на ранних стадиях разработки.
Как говорится в проекте заявления о воздействии на окружающую среду, тип выбранного топлива «позволяет создать конструкцию реактора, которая в первую очередь опирается на простые пассивные функции для обеспечения безопасности», — вероятно, это ответ Пентагона на критику самой идеи использования мобильных ядерных реакторов на территориях с повышенной степенью риска. Очевидно, что объекты, критически зависимые от систем охлаждения, не могут считаться достаточно защищенными никакими инженерными средствами, если не будет решен вопрос защиты и систем охлаждения, которые, например, невозможно полностью изолировать под землей.
Министерство обороны США заявило, что решение о возможных дальнейших шагах ожидается в начале 2022 года. В случае одобрения программы, окончательная подготовка испытательных площадок в Национальной лаборатории Айдахо, а затем создание и тестирование самого микрореактора займут около трех лет.
Национальная лаборатория Айдахо находится на пустынном плато примерно в 80 километрах к западу от водопада Айдахо и считается ведущей лабораторией ядерных исследований в США. Она располагает, как пишет Military.com, наибольшим потенциалом для работ по созданию и испытанию ядерного микрореактора.
Американские военные потребляют 30 тераватт-часов электроэнергии в год и более 37,9 миллиона литров топлива ежедневно — это больше, чем потребляют многие страны третьего мира. Ожидается, что потребность в мобильных генераторах будет только расти по мере перехода вооруженных сил США к электрическому автопарку и с развитием новых технологий, таких как беспилотные летательные аппараты и новые радиолокационные системы.