Иран заявил о скором вступлении в Шанхайскую организацию сотрудничества
Заявлениями о скором вступлении в Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС) Иран пытается улучшить переговорную позицию по ядерной сделке, 20 июня сообщил американский аналитический портал Responsible Statecraft.
Стремясь усилить свои переговорные рычаги с США и Европой, в Иране заявили о вступлении в возглавляемую Китаем ШОС. Аналогичные шаги Иран предпринимал и после подписания широко разрекламированного 25-летнего соглашения о сотрудничестве с Китаем.
Аналитики отмечают, что соглашение о сотрудничестве было подписано как раз перед тем, как США объявили о намерении вступить в переговоры с Ираном о возвращении к ядерному соглашению. Иран, похоже, рассчитывает на аналогичную последовательность событий перед сентябрьским саммитом ШОС.
Укрепление ирано-китайского сотрудничества
Преобразование иранского статуса наблюдателя в ШОС в полноправное членство, вероятно, будет долгим шагом, но также станет важной геополитической победой Исламской республики с точки зрения ее позиционирования по отношению к России, Турции и Саудовской Аравии.
Вхождение в ШОС может стать еще одним толчком к тому, чтобы простимулировать работу в рамках китайско-иранского соглашения о сотрудничестве.
Основанная в 2001 году ШОС включает в себя Китай, Россию, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан, Индию и Пакистан. Наблюдателями являются Иран, Турция, Афганистан, Азербайджан и Армения.
В отличие от 25-летнего ирано-китайского соглашения о сотрудничестве, которое не предполагает обязательности каких-либо действий, в ШОС подобная схема невозможна.
Заявления Ирана о потенциальном членстве в ШОС также могут быть использованы страной для разрушения западной пропаганды о том, что Иран находится в международной изоляции.
Улучшение отношений с Таджикистаном
На фоне улучшения отношений с Ираном Таджикистан, единственное нетюркское государство в Центральной Азии, которое четыре года назад выступало против членства Ирана, на этот раз занялся иранским делом в качестве принимающей стороны предстоящего саммита ШОС в столице Таджикистана Душанбе в сентябре. »То, что Иран станет крупным членом Шанхайской организации, входит в планы Шанхайской организации, и если другие страны готовы принять Иран, то и Таджикистан будет готов», — сказал посол Таджикистана в Иране Зохиди Низомиддин.
Решение о членстве в ШОС принимается консенсусом, а не большинством голосов.
В апреле Иран и Таджикистан договорились о создании совместного комитета по военной обороне и вооруженным силам, который будет способствовать дальнейшему сотрудничеству в области безопасности между двумя странами.
Таджикская поддержка иранской заявки отчасти обусловлена тем, что страна, не имеющая выхода к морю, нуждается в доступе к портам. Иранские порты, в том числе Чабахар в верхней части Аравийского моря, предлагают самые дешевые и короткие варианты транспортировки.
Это, в свою очередь, повышает потенциальную привлекательность Ирана для «Пояса и пути», китайской инфраструктуры, транспорта и энергетической инициативы по соединению евразийского континента с Пекином.
Новые члены ШОС?
Позволив Индии и Пакистану стать членами ШОС без какого-либо разрешения их взаимных разногласий, Китай и ШОС вряд ли захотят принять Иран, не пригласив при этом Саудовскую Аравию. Более того, Пекин и группа не хотели бы, чтобы Иран де-факто наложил вето на членство своего главного соперника. То же самое можно сказать и об Иране и Турции.