В Германии преподают идеологию правящих элит — школьный учитель

Магнус Энкель. Начальная школа. 1899
Магнус Энкель. Начальная школа. 1899

Школы в Германии в одностороннем порядке преподают идеологию правящих элит вместо того, чтобы учить критическому мышлению, считает автор книги «Выучи это и не спрашивай!», школьный учитель Хауке Арах. Об этом он заявил 27 декабря в интервью для новостной платформы NachDenkSeiten.

Хаук Арах в своей книге анализирует немецкие школьные учебники и сами школьные уроки в Германии. Он утверждает, что в стране сформулировали хорошие школьные законы, но реальность школьных учебников скандально далека от них.

«Если вы хотите воспитать ответственных граждан, вы должны научить своих детей тому, что демократия зависит от общественных дебатов, научить школьников слушать друг друга и формировать свои суждения в ходе дискуссии — ведь всегда есть разные точки зрения», — говорит учитель.

Однако, по его словам, немецкие современные учебники провозглашают определенную, политически выгодную позицию в качестве истины, когда речь идет о спорных темах. Противоположное мнение отодвигается на второй план.

В учебниках, как и в средствах массовой информации, доминирует мнение капитала и финансовых интересов. По словам Араха, это недостойно демократии.

В своей книге автор цитирует Баварский закон о школах. В нем говорится: «Ученики должны воспитываться в духе демократии, в любви к баварской родине и немецкому народу, а также в духе международного взаимопонимания». В том, что школа воспитывает своих учеников в духе демократии и международного взаимопонимания, нет ничего плохого, подчеркивает учитель.

Однако, по его мнению, учебник, который бы отражал эти ценности, сегодня уже не был бы разрешен. «Многие учебники пришлось бы изъять из обращения в связи со школьными законами. Существует пропасть между нормами законов и реальностью книг», — пояснил Арах.

Учитель сомневается, является ли Германия демократическим обществом. Он считает, что демократическая школьная система должна отстаивать свои ценности и воспитывать молодежь в либеральном и демократическом духе.

«Но если они преследуют другую повестку дня, повестку дня неолиберализма, крупного капитала, демонтажа демократических элементов, не позволяя молодым людям формировать свои собственные суждения, тогда у нас возникает проблема. Являемся ли мы в таком случае демократическим обществом?», — подчеркнул он.

Арах считает, что для немецких школ и немецкой системы образования в целом сейчас больше всего необходимо, чтобы власти перестали вмешиваться в содержание уроков. Утверждаемые властями учебные планы, программы и разрешения на учебники оказывают глубокое влияние на преподавание.

Педагог заключает, что понятие «педагогической ответственности учителя» осталось в глубоком прошлом. «Первым шагом на пути к лучшей школе должно стать признание масштабов проблемы. Я хотел бы внести в это свой вклад своей книгой. Однако я понимаю, что подобные изменения в сознании — очень долгий процесс», — подчеркнул Арах.