1. Реальная Россия
  2. Поножовщина в школе в Улан-Удэ
Москва, / ИА Красная Весна

Психолог: надо запретить СМИ писать об убийствах в школах

Изображение: pxhere сс 0
Кровавые игры
Кровавые игры
Кровавые игры

О том, что громкие преступления школьников вызывают цепную реакцию, высказался психолог Евгений Идзиковский 20 января в интервью «Московскому комсомольцу».

Специалист считает, что это вариант синдрома Вертера, который заключается в подражании самоубийцам. Одним из мотивов такого подражания психолог назвал желание к своему поступку привлечь широкую огласку. Идзиковский не видит другого способа эффективной борьбы с данной проблемой, кроме как «полностью запретить рассказ о данных событиях на любых массовых площадках, так же, как это было сделано в случае с описанием самоубийств».

Напомним, на днях были совершены громкие преступления в школах Челябинска, Перми и Улан-Удэ. Многие начали задаваться вопросом, не являются ли преступления звеньями одной цепи. Как сообщало накануне ИА «Красная Весна», член Совета Федерации Елена Мизулина высказала предположение — «что это целенаправленная акция, организованная через группы в социальных сетях». При этом сенатор также сослалась на пример групп самоубийц, «деятельность которых оказалась организованной и спланированной».

Комментарий редакции

Трагедии в трех городах, естественно, вызвали большой поток суждений о том, какие меры должно предпринять государство. Среди предложений, высказываемых официальными лицами, много и таких, которые далеки от влияния на причины явления, о котором педагоги сейчас говорят все чаще — о росте девиантного поведения подростков, включая крайние формы агрессивности и жестокости. Так, уполномоченный по правам ребенка в Пермском крае Светлана Денисова в своем публичном блоге выложила предложения, прозвучавшие на совещании в Перми: 1) установка стационарных металлоискателей, систем видеонаблюдения, тревожных кнопок, 2) кадровые проверки охраняющих школы частных охранных предприятий, увеличение количества и качества психологов, 3) физическое разделение в школе разных ступеней образования, 4) создание спецучреждения для психически больных малолетних преступников, 5) меры контролирования частной жизни — расширение возможностей ставить семьи на учет, надзор за детьми на домашнем обучении, отмена врачебной тайны для всех субъектов системы профилактики.

Как видим, речь идет в основном о надзорно-репрессивных мерах, в том числе о мерах надзора за семьями, которые неизбежно коснутся обычных, «благополучных» семей. Выводы вообще не касаются причин указанного явления — того, что оказалась разложена сфера, главная в деле защиты общества от девиантного поведения — образовательная и культурная среда. Это среда не дает школьникам более сильных и благотворных образов, примеров для подражания, формирующих созидательные стремления.

Эта причина возникла не вчера, и ее действие не остановить быстро, но важно, чтобы общество имело возможность осознать глубину падения школы и переключить внимание. Чтобы школа считала главным рубежом обороны против подростковой агрессивности не психологов, а педагогов, и не металлоискатели, а программы по литературе и истории, трудовые и коллективные начала школьной жизни.

Любые меры, которые принимаются не в этом направлении, не способны повлиять на причины явления, и слишком поверхностны, чтобы даже снизить риски последствий. Что касается конкретно запретов показывать обществу происходящие в нем явления, они только лишают общество возможности видеть проблемы, предлагать свои решения, а также оценивать адекватность бесплодных решений, предлагаемых самой системой.