1. Война с историей
  2. Мавзолей Ленина
Москва, / ИА Красная Весна

Тело Ленина сохранили подобно мощам православных святых — исследование


Решение сохранить тело Ленина в склепе, чтобы обеспечить возможность проститься с ним всем желающим, имело несколько обоснований, пишут авторы исследования «Горячая точка на Красной площади».

Решение о том, каким должно быть захоронение Ленина, вызревало постепенно. 22 января 1924 года, на следующий день после смерти Ленина, академик А. И. Абрикосов забальзамировал тело до похорон, назначенных на 27 января.

Ввиду многочисленных обращений с просьбой не предавать тело земле, Президиум ЦИК СССР 25 января постановил сохранить тело в склепе, доступном для посещения.

Авторы исследования предполагают, что обеспечение возможности для всех желающих проститься с Лениным не могло быть единственным аргументом при принятии постановления ЦИК о сохранении тела вождя.

Н. В. Валентинов (Вольский), русский и советский публицист, философ и экономист, перешедший в 1930 году в Париже на положение эмигранта, пишет, что тело Ленина сохранили подобно тому, как сохраняют мощи православных святых.

Читайте также: Мавзолей — «зловещий зиккурат» или сакральный символ нашей истории?

При этом Валентинов ссылается на Бухарина, принимавшего участие в закрытом заседании Политбюро в октябре 1923 года, на котором, согласно пересказу, обсуждались возможные планы на случай внезапной смерти Ленина.

Наиболее показательной на том заседании, по версии Валентинова, была реакция Троцкого на высказывание Сталина: «Когда тов. Сталин договорил до конца свою речь, тогда только мне стало понятным, куда клонят эти сначала непонятные рассуждения и указания, что Ленин — русский человек и его нужно хоронить по-русски. По-русски, по канонам русской православной церкви, угодники делались мощами. По-видимому, нам, партии революционного марксизма, советуют идти в ту же сторону — сохранить тело Ленина. Прежде были мощи Сергия Радонежского и Серафима Саровского, теперь хотят их заменить мощами Владимира Ильича».

Авторы исследования подчеркивают, что рассказ Валентинова — это пересказ из третьих рук, но в подтверждение того, что подобный диалог мог состояться, мы имеем слова наркома внешней торговли Леонида Красина.

Красин сказал во время строительства второго деревянного Мавзолея Ленина 7 февраля 1924 года: «Первой задачей является сооружение постоянной гробницы на том месте, где сейчас покоится тело Владимира Ильича. Трудность задачи поистине необыкновенна. Ведь это будет место, которое по своему значению для человечества превзойдет Мекку и Иерусалим. Сооружение должно быть задумано и выполнено в расчете на столетия, на целую вечность».

Это говорит о том, что Мавзолей создавался как место паломничества приверженцев коммунистической идеи.

Напомним, Союз архитекторов России 25 августа на своем сайте открыл всероссийский конкурс о «реиспользовании» Мавзолея В. И. Ленина. Организаторы проекта заявляют, что нахождение В. И. Ленина в Мавзолее на Красной площади в Москве является не только нарушением русской православной традиции, но и воли самого Ленина.

Сам конкурс должен пройти с 11 по 13 ноября в ВК «Гостиный двор» в рамках XXVIII Международного архитектурного фестиваля «Зодчество».

Читайте также: Горячая точка на Красной площади