Физики впервые уловили сложные движения атомного ядра

Атом

Впервые удалось наблюдать редкие сложные движения атомного ядра, именуемые продольными колебаниями, заявила группа физиков из Университета Нотр-Дам (штат Индиана, США), 13 февраля сообщил журнал Nature.

Атомное ядро состоит из протонов и нейтронов, именуемых также нуклонами. В возбужденном состоянии некоторые ядра с нечетным числом нуклонов демонстрируют сложные колебания, подобно несбалансированному вращающемуся волчку. Предыдущие исследования обнаружили колебания вокруг длинной или короткой оси ядер с числом нуклонов ниже 170.

Аспирантка Нирупама Сеншарма в Университете Нотр-Дам и ее коллеги бомбардировали иттербиевую мишень ионами фтора, чтобы получить изотоп золота-187. Анализ гамма-излучения, которое создается ядрами, показал, что ядра колеблются. Таким образом золото-187 — самый тяжелый из известных колеблющихся изотопов.

Исследовательская команда зафиксировала колебания ядер золота-187 вокруг промежуточной оси — это первое четкое наблюдение подобного поведения.

Напомним, аналогом такого поведения в классической физике является широкоизвестный эффект Джанибекова. Эффект назван в честь советского космонавта Владимира Джанибекова, который наблюдал данное явление в 1985 году на станции Салют-7. Джанибеков свинчивал с оси гайку-барашек. После того как гайка слетела с оси, она продолжила вращаться. Однако через некоторое время гайка повернула ось вращения на 180 градусов.