«Дочка» Google создала сервис, выявляющий фотофейки. Но не для всех

Компания Jigsaw создала новый сервис Assembler для помощи журналистам и исследователям в определении подлинности фото, сообщил руководитель компании Джаред Коэн 4 февраля в своем блоге на сайте medium.com.

Jigsaw («головоломка» или, в другом значении, «лобзик» — прим. ИА Красная Весна), дочерняя компания корпорации Alphabet Inc. (принадлежащей владельцам Google) разработала сервис Assembler, который позволит проверять изображения и выяснять, подвергались ли они редактированию. Причем заявлено, что Assembler позволит отыскивать следы редактирования даже в том случае, если его производил искусственный интеллект.

Согласно описанию проекта, платформа экспериментальная и ее призванием является упрощение борьбы с дезинформацией в сети. В состав сервиса входят семь компонентов-детекторов, которые разработаны на основе нейросетей и предназначены для выявления определенного типа манипуляций с фотографиями. Например, эти детекторы могут выявить слияние двух фотографий, аномальные цвета, существование на фото повторяющихся объектов.

В работе над проектом принимали участие ученые из калифорнийского университета Беркли, университета Мериленда, Национального института стандартов и технологий США и их итальянские коллеги из Неаполитанского университета.

Коэн написал в блоге, что дезинформация активно используется для манипуляций на выборах, ведения войн и разрушения институтов гражданского общества. Он добавил, что фейки нередко используются в кампаниях, которые инициируются правительствами разных стран для влияния на политику, экономику и военные события по всему миру.

Один из менеджеров Jigsaw Сантьяго Андриго, общаясь с журналистами The New York Times, рассказал им, что разрабатываемый сервис станет полезным инструментом для журналистов крупных новостных агентств. Но его можно будет использовать и для проверки «вирусных» изображений в социальных сетях.

Издание The Hill получило информацию, что компания проводит тесты сервиса во взаимодействии с общественными организациями и крупными СМИ. Среди первых испытателей Assembler названы мексиканская Animal Politico, филлипинская Rappler и новостное агентство Agence France-Presse.

Добавим, что помимо сервиса Jigsaw анонсировано также создание интерактивной платформы, предназначенной для сбора данных по всему миру по крупным кампаням по дезинформации.

В число подобных кампаний NYT включила и действия по дезинформации солдат ВСУ в 2014 году, во время «аннексии Крыма». По мнению газеты, частью событий по возвращению Крыма в состав России была кампания, в ходе которой украинских солдат призывали дезертировать из рядов украинской армии.

Отдельно The New York Times отмечает, что доступ к сервису не будет открыт для широкой общественности.