Скончался первый президент АвтоВАЗа Владимир Каданников, спасший завод в 90-х
На 80-м году жизни 3 июня в Москве скончался первый президент АвтоВАЗа, Герой Социалистического Труда Владимир Васильевич Каданников, 4 июня сообщила пресс-служба администрации Тольятти.
Владимир Каданников возглавил Волжский автомобильный завод в 1988 году, незадолго до распада СССР, и руководил им в первые десятилетия постсоветской России, в тяжелые годы сохранив на плаву флагман российского автопрома.
Как говорили в советское время, Каданников прошел путь «от станка» до руководителя. Начинал после школы в 1959 году учеником слесаря механосборочных работ на Горьковском автомобильном заводе (ГАЗе), одновременно поступив в Горьковский политехнический институт.
Получив диплом инженера-механика, работал на том же ГАЗе мастером прессового цеха. В 1967 году, еще в период строительства Волжского автогиганта, начал работу на Волжском автозаводе в должности заместителя начальника цеха крупной штамповки прессового производства, пройдя затем стремительный карьерный рост до директора производства.
Далее, в 1976 году, стал заместителем генерального директора ВАЗа — директором по производству, а с 1986 года — первым заместителем генерального директора — директором только что созданного научно-технического центра ВАЗа.
В 1988 году на конференции трудового коллектива Владимир Каданников был избран генеральным директором Волжского объединения по производству легковых автомобилей. Под его руководством объединение стало акционерным обществом, которое в 1994 году избрало Каданникова первым президентом. Позднее он возглавил совет директоров ОАО «АВТОВАЗ».
Благодаря активности и упорству Каданникова, Волжский автозавод сумел пережить 1990-е годы, не потеряв коллектив и производство. Депутат Госдумы Владимир Бокк, в конце 1980-х бывший одним из начальников цехов механосборочного производства ВАЗа, вспоминает:
«Вся промышленность в стране была практически разрушена. Собственно, благодаря Каданникову ВАЗ был сохранен. Денег тогда в стране не было, завод полностью перешел на бартер — рассчитывался автомобилями, а с заводом рассчитывались чем угодно, начиная с продуктов.
Под управлением Каданникова коллектив завода почти не почувствовал то, что чувствовали другие регионы. Там люди считали, что Тольятти как сыр в масле катается. Это было не так, но в сравнении с другими городами — похоже на правду».
При этом, несмотря на общий развал промышленности в стране, на автозаводе продолжали создавать новые модели автомобилей. Так, при непосредственном участии Каданникова пошла в серию «десятка» — автомобиль ВАЗ-2110, а также пятидверная «Нива» — ВАЗ-2123. При нем же запланировали и начали строить автосборочный завод для выпуска «Лада-Калины».
В 1996 году Каданников получил пост первого заместителя председателя правительства РФ в кабинете Виктора Черномырдина. В ноябре 1996 года был вновь избран председателем совета директоров АвтоВАЗа. В конце октября 2005 года ушел с этого поста на пенсию по возрасту, но продолжал трудиться в финансовой сфере, до февраля 2011 года оставаясь председателем совета директоров Национального торгового банка (НТБ).
За годы своей трудовой деятельности отмечен множеством наград. Каданников одним из последних в СССР получил звание Героя Социалистического Труда и стал кавалером ордена Ленина. В копилке его наград значатся также орден Трудового Красного Знамени, орден Дружбы народов, орден «Знак почета», орден «За заслуги перед Отечеством» третьей степени, орден князя Ярослава Мудрого.
Город, где прошла большая часть трудной жизни Владимира Каданникова, присвоил ему в 2013 году звание Почетного гражданина города Тольятти.
«Талантливый инженер, новатор, смелый, объективный в решениях, человек с уникальным творческим мышлением, автор ряда научных работ, Владимир Васильевич много сделал для того, чтобы Тольятти был не просто маленькой точкой на карте, а приобрел статус автомобильной столицы России.
Администрация городского округа Тольятти приносит глубокие соболезнования родным и близким Владимира Васильевича. Светлая память», — пишет пресс-служба тольяттинской администрации.