1. Война с историей
  2. Деятельность НКО в России
Москва, / ИА Красная Весна

Директор музея: судите о ГУЛАГе не по официальным документам

Изображение: © gmig.ru
Решётка
Решётка
Решётка

В оценке качества жизни советских заключенных не стоит опираться на официальные документы, заявил директор музея истории ГУЛАГа Роман Романов 7 декабря в ходе дискуссии на презентации книги Йохена Хелльбека «Революция от первого лица», сообщает корреспондент ИА Красная Весна.

По словам директора, в отчетные документы НКВД трудно поверить, так как они чересчур «парадные» и могут лакировать действительность.

«Те же самые документальные источники... вот, Центральный музей Великой Отечественной войны на Поклонной горе. Там есть небольшой электронный терминал, в котором тоже ГУЛАГ во время войны. И там есть подборка документов про нормы питания заключенных с 1941 по 1945 годы. И мы смотрим, что у них масло, рыба, мясо, всё остальное... И подборка эта осознанно сделана. И вот на эту подборку очень многие ссылаются, что, мол, заключенные питались намного лучше, чем просто граждане. И вот это формирование прошлого на основании вот этой репрезентации ГУЛАГовской пропаганды в советское время» (стилистика оригинала сохранена — прим. ИА Красная Весна), — сказал он.

По его мнению, правильнее в своих оценках того периода опираться на дневниковые записи бывших заключенных, которые публикуются в рамках проекта «Прожито».

«Мне кажется, сегодня дневниковые записи и анализ, попытка прочувствовать это через человека, через человеческую судьбу; мне кажется, вот здесь свет какой-то правды действительность пробивает. Для меня по крайней мере. Потому что обилие документов официальных, которые читаешь и можешь делать вывод, что у них (заключенных — прим. ИА Красная Весна) была рыба, — это всё проходит по хозяйственным документам», — заключил он.

Напомним, что проект «Прожито» запущен в 2015 году. По заявлениям организаторов, его цель — создать электронный архив личных дневников, записных книжек и переписок бывших узников ГУЛАГа. На сегодняшний день удалось собрать и занести в базу пока только около 800 дневников разных периодов. Проект поддерживает бизнесмен Дмитрий Зимин, чьему фонду «Династия» был в 2015 году был присвоен статус иностранного агента.