Секреты успеха голландского флота в 17 в. узнали ученые по обломкам корабля

Изображение: (сс0) Pixabay
Средневековый корабль
Средневековый корабль

Исследование затонувшего в 1600-х годах у побережья Австралии голландского судна «Батавия» позволило ученым раскрыть историю судостроительных материалов, которые позволили Голландской Ост-Индской компании преуспеть в борьбе с европейскими конкурентами, сообщает 1 ноября Heritage Daily.

Построенный в Амстердаме в 1626–1628 годах и потерпевший крушение в своем первом плавании в июне 1629 года у острова Бикон около Западной Австралии корабль «Батавия» олицетворяет голландское Ост-Индское (VOC) судостроение в его лучшем виде, заявили эксперты Университета Флиндерса.

Однако до сих пор было мало что известно о древесных материалах, которые позволили голландцам строить свои океанские суда и доминировать в международной торговле по сравнению с конкурентами во Франции, Португалии и континентальной Европе.

«Дуб был предпочтительным материалом для судостроения в северной и Западной Европе, и морские державы изо всех сил пытались обеспечить достаточные поставки для удовлетворения своих потребностей и поддержания своего постоянно растущего флота,  — объяснила Марта Домингес Дельмас. — Наши результаты показали, что VOC успешно справилась с нехваткой древесины в начале 17 века за счет диверсификации источников древесины».

Поднятые со дна в 1970-х годах останки корабля «Батавия» позволили археологам и дендрохронологам из Университета Флиндерса, Амстердамского университета и Копенгагенского университета провести отбор проб и анализ древесины корпуса.

«Предпочтение, отдаваемое конкретным лесоматериалам из отдельных регионов, свидетельствует о том, что выбор древесины был далеко не произвольным. Наши результаты иллюстрируют разнообразие источников древесины, поставлявшихся на верфь VOC в Амстердаме в 1620-х годах, и демонстрируют тщательный отбор древесины строителями и квалифицированное мастерство», — сказал Аойфе Дейли.

Напомним, в 17 веке Ост-Индская компания превратилась в первое многонациональное торговое предприятие. В течение этого столетия на ее верфях в Голландии было построено в общей сложности 706 судов, 75 из которых потерпели кораблекрушение, а 23 были захвачены вражескими силами или пиратами.