Аутисты потребовали лишить фильм Sia «Мьюзик» номинаций на «Золотой глобус»

Изображение: Цитата из х∕ф «Пролетая над гнездом кукушки». Реж. Милош Форман. 1975. США
За оградой сумасшедшего дома
За оградой сумасшедшего дома

Петицию с требованием лишить фильм «Мьюзик» певицы Sia (Сиа Ферлер) номинации на «Золотой глобус» подписали более 86 тыс. человек, 19 февраля сообщает ИА Красная Весна.

Фильм рассказывает о девочке-аутисте по имени Мьюзик и ее сестре-опекуне. Сама певица заявила, что ее картина является «любовным посланием аутистам». В начале февраля ленту выдвинули по двум номинациям: «Лучший фильм — комедия или мюзикл» и «Лучшая женская роль — комедия или мюзикл»» (Кейт Хадсон).

Однако авторы петиции Розанна Катая и Нина Сков Дженсен, у которых диагностирован аутизм, посчитали фильм «крайне эйблистским», то есть формирующим «неправильное представление об аутичных людях». Эйблизм считается одним из видов дискриминации, при которой трудоспособные люди рассматриваются как превосходящих людей с инвалидностью, что приводит к предрассудкам по отношению к инвалидам.

Авторы петиции отметили, что созданный фильм наполнен возбуждающими эффектами, в том числе «стробоскопическими огнями, цветами, громкими звуками и быстрыми движениями камеры». Они напомнили, что у четверти аутистов есть эпилепсия, поэтому фильм может вызвать судороги. Поэтому, хотя фильм был создан для аутичных людей, он создан таким, что его невозможно смотреть.

Также нарекания авторов вызвало отсутствие аутистов среди актеров. По их мнению, Мэдди Зиглер, исполнившая роль главной героини, лишь стереотипно подражала движениям аутистов, тем самым заново воспроизводя ложные представления о них. Особое возмущение Розанны и Нины вызвало то, что актриса для вхождения в роль смотрела видео с кризисами аутичных детей, которые были выложены их родителями, при этом без согласия больных.

Авторы уверены, что в фильме ни разу не были показаны реальные чувства и эмоции. В картине не показана травма героини, вызванная уходом ее бабушки. Создатели фильма не показали реакцию девочки на то, что ее сестра вдруг взяла заботу о ней, что к ним переехал взрослый чернокожий сосед Эдо. Мнение героини не представлено и это ошибочно, подчеркивают авторы, так как невозможность говорить не означает отсутствие мнения.

«Тот факт, что „Музыка“ была номинирована на два „Золотых глобуса“ свидетельствует о полном пренебрежении всей индустрии развлечений к вопросам инклюзивности и представительства меньшинств. Аутизм будет использоваться только как вдохновляющее порно, чтобы неаутичные люди могли чувствовать себя хорошо в отношении их предполагаемого „превосходства“», — отмечается в тексте петиции.

Также авторы напомнили реакцию певицы на критику со стороны активистов-инвалидов. Так, одному аутисту, который пожелал сняться в фильме, она заявила: «Может быть, вы просто плохой актер». Кроме того, Сиа утверждала, что в течение долгих лет исследовала аутизм, в том числе сотрудничала с группой Autism Speaks, которая, как оказалось, на самом деле пропагандировала идеи евгеники. Сначала певица отказалась извиниться за ложь, но затем передумала из-за страха бойкота.

Кроме того, Сиа обещала удалить из фильма сцены сдерживания девочки, однако эти кадры не были удалены. При этом, в 2018 году именно этот способ привел к асфиксии 13-летнего аутиста Макса Бенсона, которого удерживали сотрудники школы Guiding Hands. Его так долго держали в неподвижном состоянии, заставляя блевать и мочиться под себя, что он потерял сознание.

В связи с этим авторы призвали «Золотой глобус» лишить фильм номинации. Также, по их мнению, индустрия развлечений должна создать более инклюзивное рабочее пространство, чтобы люди с аутизмом могли стать часть этой индустрии.

Комментарий редакции

Авторы петиции верно отметили, что современная индустрия развлечения, побуждаемая прибылью и отсутствием новых идей, намерена использовать аутистов в своих корыстных целях, реальные проблемы, в том числе их социализации, будут проигнорированы.

Но это лишь один пласт проблемы. В свою очередь, аутисты требуют оценивать культуру не с точки зрения мастерства, таланта, содержания, а своего представительства в картине, так как, по их мнению, нормальный человек не способен проникнуть, понять и отобразить мир аутиста. Если это такой закрытый мир, как утверждают аутисты, то он закрыт и в другую сторону. Встает вопрос, а способны ли в таком закрытом состоянии аутисты понять и принять мир нормальных людей? И какое восприятие самого себя? Если между двумя мирами непреодолимая преграда, то каково отношение к миру большинства? Представляется, что тон обращения и требование лишить фильм номинации говорит о многом.

Необходимо отметить, что аутисты лишь следуют в уже заданном русле переформатирования культуры. Ранее регулятором общественной жизни была культура героев, пассионарного меньшинства, которое давало ответ на тот или иной вызов. Этот ответ формировал культуру развития, а та, в свою очередь, формировала общество развития. В таком типе человечества даже люди с серьезными физическими проблемами могли быть на переднем крае истории: глухонемые становились учеными, а люди с серьезными проблемами позвоночника — лидерами крупнейших держав.

В эпоху постмодерна, который заявил о конце истории, конце развития, конце человека, на смену героям идут меньшинства, разозленные на мир нормальных людей. Как было сказано выше, это тип закрытого человека, который не хочет преодолевать вызов, расти и развиваться. В своем отрицании другого он хочет остаться в своем текущем состоянии. Более того, требует от большинства признания не только себя, но и признания новой, пониженной человеческой нормы за счет разрушения прежних. Это приводит к тому, что человек развития, общество развития отменяются, современное человечество мутирует в общество инфантильной, обиженной и оскорбленной жертвы. Такое общество, которое не отвечает на вызовы их преодолением, не способно развиваться, следовательно, обречено на смерть.

Судя по современным российский фильмам, в особенности о Великой Отечественной войне, этот тренд глубоко проник и в российскую культуру. Неспроста российские зрители, еще воспитанные на героической советской культуре, критикуют подобные киноподелки, а участники и свидетели войны отмечают, что если бы советский народ был таков, как изображенные в соврменных фильмах персонажи, то он не был бы способен победить нацистскую Германию. Это проникновение особо опасно на фоне роста конфликта с Западом, так как общество жертвы не способно выстоять в условиях роста давления.