1. Война с историей
  2. Научные достижения
Москва, / ИА Красная Весна

Ученые узнали о климатических условиях при строительстве Тульского кремля

Изображение: (сс) Oleksis
Тульский кремль
Тульский кремль

Исследование почв в Тульском кремле, погребенных под культурными слоями позднего средневековья, провели сотрудники факультета почвоведения МГУ вместе с российскими коллегами, сообщила 15 августа пресс-служба университета.

Результаты работы исследователи представили в статье «Культурные слои и палеопочва позднесредневекового поселения как индикаторы изменения окружающей среды и антропогенного влияния — на примере Тульского Кремля, Россия», опубликованной в журнале Catena.

В статье авторы сообщают, что ими была изучена археологическая яма с погребенной палеопочвой, перекрытой четырьмя культурными слоями. В результате исследований они получили палеоэкологическую реконструкцию ландшафтных изменений, характеристики ранних этапов заселения человека и объяснение того, почему этот крупный культурно-экономический центр позднего средневековья располагался в низине поймы реки Упа.

Погребенные временем археологические памятники, в том числе крепости, храмы и даже целые города, являются уникальными историческими летописями. Они помогают ученым узнать о социальных и экономических событиях, имевших место в те времена, когда эти объекты были действующими, в том числе о климатических и экологических факторах той эпохи.

Доктор биологических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории экологического почвоведения факультета почвоведения МГУ Александр Макеев рассказал, что «в этом помогают, в том числе, и исследования палеопочв, то есть почв прошлого: свойств, структуры, состава и других особенностей, отражающих природные условия времени их формирования. Почвы также сильно менялись при обработке земледельцами, при постройке и разрушении зданий, изменениях климата и под действием природных катаклизмов».

Палеопочвоведы, работая совместно с коллегами-историками, выясняют, как человек влиял на экологию своего местообитания, и как экология влияла на его жизнь, пояснил ученый.

Почвоведы МГУ, их коллеги из Института физико-химических и биологических проблем почвоведения РАН и Института археологии РАН с этими целями провели исследования на месте раскопок Тульского кремля.

Используя макро- и микроморфологические, микробиоморфные и физико-химические методы, они изучили палеопочву под четырьмя культурными слоями земли, возникшими в результате деятельности человека, что дало возможность проследить историю памятника с учетом влияния экологических факторов.

Так, исследователи обнаружили, что участок, приуроченный к фундаментной террасе кремля, никогда не был затоплен. В палеопочве не было обнаружено никаких остатков водных микроорганизмов и речных отложений, как и признаков длительного застоя влаги.

Это объясняется тем, что до середины XVI века в этой местности наблюдалась климатическая аномалия, которую специалисты называют малым климатическим оптимумом. Он характеризовался довольно теплым и влажным климатом при засушливом лете.

Признаки усиления процессов аккумуляции гумуса в соответствующих тому периоду почвах подтвердили эти предположения. Поскольку такой климат благоприятствовал земледелию, то до возведения первой постройки на месте кремля располагались пашни или огороды, о чем свидетельствует наличие в почве остатков культурных растений и сорняков.

Затем, лет через 6–7, на месте полей возвели деревянную церковь, которую историки считают первой постройкой кремля. Позже, в XVI–XVII веках, в этом регионе произошло изменение климата в сторону похолодания и иссушения, что отразил культурный слой.

В XVII–XVIII веках климат стал более влажным, и деревянную церковь заменили каменным храмом из известняка. Его много раз перестраивали, что привело к обогащению почвы карбонатом кальция; ее щелочность и содержание в ней солей повысились, что отразили исследования.

«Полученные результаты расширяют наши представления об истории старейшего памятника Тулы. Кроме того, они важны для построения климатических моделей прошлого, в том числе и в отдельных регионах, где влияние глобальных изменений могло иметь свои особенности», — отметил Александр Макеев.

Он уточнил, что эти данные также помогут и при прогнозировании климатических изменений разных районов страны в ближайшем будущем, и в разработке стратегии сохранения архитектурных памятников.