1. Война с историей
  2. Восстановление памятников
Омск, / ИА Красная Весна

Омский горсовет присоединился к борьбе против памятника белочехам

В поселке Чернолучье Омского района состоялось открытие отреставрированного памятника Владимиру Ильичу Ленину, 3 ноября сообщает корреспондент ИА Красная Весна.

О том, каким памятникам быть, а каким не бывать на Омской земле, корреспонденту ИА Красная Весна рассказал в интервью руководитель фракции КПРФ в Омском горсовете Дмитрий Горбунов.

Красная Весна: Дмитрий Анатольевич, в середине октября на повестке заседания комитета горсовета по социальным вопросам стояло обсуждение проекта установки памятного знака погибшим во время Гражданской войны в Омске и окрестностях города чехословацким легионерам — белочехам. В итоге, по инициативе мэрии, вопрос был снят с обсуждения как недостаточно проработанный. Как вы считаете, может ли данная инициатива быть «доработана» и возвращена в повестку слушаний?

Дмитрий Горбунов: Во-первых, мы считаем, что сама постановка вопроса представляет информационный вброс, причем в интересах внешних сил. Здесь очевидно просматриваются контуры внешнего, иностранного влияния. Чехия как страна НАТО, учитывая международную ситуацию, политику санкций, учитывая кампанию по сносу, демонтажу и осквернению в странах Восточной Европы памятников советским воинам-освободителям, Чехия может быть заинтересована в той или иной степени в дестабилизации обстановки в России.

Во-вторых, что касается самой сути исторического контекста, чью память предлагается увековечить? Собственно, тех, кто начал гражданскую войну в России! Белочехи — это интервенты, это — оккупанты, это — те, кто сделал первый выстрел в той братоубийственной бойне. И, безусловно, речь не может идти о том, чтобы ставить им памятник или какой-то иной памятный знак. Хотя по проекту там монументальный такой комплекс 20 на 25 метров, т.е. представляете, о чем речь идет? Чехословацкий корпус сыграл здесь в истории Гражданской войны однозначно негативную роль, т. е. это те, кто здесь не пахал, не сеял, заводов не строил. Они сюда прибыли, расстреляли несколько тысяч человек и убыли с Омской земли. В чем заключается их вклад в историю Омской области? Поэтому информационный вброс относительно установки памятника чехословацким легионерам вполне может спровоцировать здесь еще одну точку противостояния между жителями Омска. Понятно, что будут сторонники, но будут и противники. Будут ярые сторонники, но будут и ярые противники. Поэтому, понимая нашу позицию, городские чиновники абсолютно адекватно отреагировали на этот информационный вброс и сняли вопрос, посчитав ненужным рассматривать его в любом контексте. Памятнику карателям не место на Омской земле.

КВ: За последний год мы уже видели протесты и борьбу с установкой памятных досок Маннергейму и Колчаку, с памятником атаману Шкуро, проектом памятника примирению «красных» с «белыми» в Крыму. Что не так с этим «примирением»?

Д.Г.: На мой взгляд, есть два подхода к идее «примирения». Первый заключается в том, что такое примирение уже состоялось в первые же месяцы Великой Отечественной войны. Белая эмиграция раскололась. Часть ее примирилась с советской властью в борьбе против фашизма, часть выбрала судьбу гитлеровских приспешников, коллаборационистов, карателей, подонков и недобитков, чья «память» никогда не будет увековечена в России. Второй подход к теме примирения заключается в том, что оно не может быть реализовано хотя бы частично до тех пор, пока социально-экономическая, политическая, экономическая модели, созданные за последние 25 лет, не начнут развиваться в сторону социального равенства, справедливости, социальных гарантий, экономической самодостаточности, независимости от влияния международных рынков и по-настоящему самостоятельной внешней политики.

К.В.: Вы считаете, что внешнеполитическое давление на Россию и ее народ может быть фактором, способствующим примирению?

Д.Г.: Может стать таким фактором, но многое зависит от тех лиц, которые принимают решения внутри страны. Каким должен быть ответ на такое внешнее давление? Должен ли быть ответ, при котором внутренняя политика нисколько не меняется? Тогда ничего хорошего Россию не ждет в конечном итоге: в 1918 году в интервенции в Россию участвовали вооруженные силы 14 стран, сейчас в блок НАТО, помимо Чехии, входят еще 26 стран, зачастую имеющих общую границу с РФ. Или это будет ответ, опирающийся на 1000-летний опыт русской и советской истории, ответ в интересах большинства, а не в угоду крупному капиталу. Настоящим решающим фактором примирения может стать только единство судьбы всего многонационального народа нашей страны.

Напомним, в течение почти всего 2017 года массовые протесты против установки памятника белочехам не утихают в Самаре. Идея противостояния попыткам оправдать военных преступников и переписать историю России, историю 20 века демонстрирует высокий потенциал сплочения всех политических сил, стоящих на позициях демократии и патриотизма в России. Напротив, идея борьбы с памятниками деятелям Советской эпохи, памятниками Ленину объединяет как ярых русофобов, так и антисоветски настроенные группы наших соотечественников, совместно пытающихся привить российскому народу комплекс исторической неполноценности и вины.