Ученые СФУ оценили урон от биологических видов-«пришельцев» в России
Анализ крупных массивов данных денежного урона, нанесенного внедрением чуждых для экосистем России биологических видов, выполнила в рамках международного исследования, посвященного экономическим оценкам биологических инвазий в мире, сотрудник Сибирского федерального университета и Института леса им. В. Н. Сукачёва ФИЦ Красноярского научного центра СО РАН, доктор биологических наук, старший научный сотрудник Наталья Кириченко, 27 сентября сообщает пресс-служба СФУ.
«Мне посчастливилось принять участие в этом масштабном международном проекте. Над его реализацией трудились исследователи из более чем 50 стран. — рассказала Наталья Кириченко. — Ученые собирали и анализировали многолетние данные по экономическим потерям, связанным с распространением и вредоносной деятельностью видов-инвайдеров (попавших из других экосистем — прим. ИА Красная Весна)».
Вклад российской участницы проекта INVACOST «состоял в поиске и обобщении данных по монетарным затратам в результате биологических инвазий (преимущественно, насекомых) в России, а также в оценке воздействия инвайдеров (видов-чужаков) — прим. ИА Красная Весна) на экономику нашей страны», — уточнила исследователь.
Результаты работы ученой были опубликованы в статье Economic costs of biological invasions in terrestrial ecosystems in Russia в журнале NeoBiota. Как указано в аннотации, представленная работа была выполнена на основании количественных показателей из недавно разработанной базы данных глобальных экономических потерь от биологических инвазий (InvaCost).
Согласно этим данным в 2007–2019 годах величина экономического ущерба в России результате биологических инвазий составила как минимум 1,38 трлн рублей ($51,52 млрд) по 94 позициям убытков.
Однако, отмечает автор статьи, подавляющее большинство оценок ($50,86 млрд по 87 поз.) основано на прогнозах или экстраполяциях и требуют уточнения. В основном эти оценки были обобщением прогнозных данных для европейской и азиатской частей страны ($44,17 млрд по 72 поз.).
Для европейской части России прогнозный экономический ущерб от биологических инвазий оценивался по 22 позициям и составил $7,35 млрд. Экономические убытки в результате инвазий были определены для 72 видов, из которых 37 видов составляют насекомые.
При этом прямой ущерб в размере около $660 млн (7 поз.) был нанесен только четырьмя видами-инвайдерами: двумя видами насекомых — ясеневая изумрудная узкотелая златка (Agrilus planipennis Fairmaire) и самшитовая огневка (Cydalima perspectalis, и двумя видами растений — амброзия полыннолистная (Ambrosia artemisiifolia L.) и борщевик Сосновского (Heracleum sosnowskyi Manden).
Так, проникновение самшитовой огневки на юг европейской части России обернулось настоящим природным бедствием — бабочка проникла в реликтовые массивы эндемичного колхидского самшита и поставила этот вид под угрозу вымирания.
Наиболее пострадали от непрошенных гостей — сельское хозяйство (прогнозная оценка ущерба $37,42 млрд по 68 поз.) и лесное хозяйство ($14,0 млрд по 20 поз.).
Осной вывод, который делает автор, состоит в том, что еще остались огромные «белые пятна» в области изучения распространения и вредоносности видов-«пришельцев». Экономические потери от их внедрения известны далеко не для всех биологических видов, а монетарные оценки осуществлены лишь для немногих из них и только в отдельных странах.
При этом такие оценки в основном выражаются в прямых потерях, нанесенных «пришельцами» регионам (потеря урожая, вред здоровью человека и т. п.), тогда как данных по непрямым ущербам (затраты на организацию мониторинга и предупреждение распространения) буквально единицы.
«Пока большинство оценок будет основываться на прогнозах и экстраполяциях, мы не узнаем точных цифр — каков реальный урон лесам и сельскохозяйственным угодьям в результате инвазий чужеродных видов. Непременно требуется верификация данных» — считает Наталья Кириченко.