Ветеран польского подполья: то, что творили немцы в Варшаве, было дикостью
То, что творили немцы в Варшаве, было настоящей дикостью. Выходя из дома, нельзя было быть уверенным в том, что вернешься живым, — поделился воспоминаниями о немецкой оккупации Польши ветеран Чеслав Левандовский 17 января в интервью ТАСС.
То, что началось после того, как немцы вошли в Варшаву, было хуже всего, вспоминает ветеран. Каждый человек беспрерывно находился под угрозой смерти.
«Выходя из дома, никто не знал, вернется он или нет. Его могли поймать на улице, забрать из трамвая или автобуса и просто расстрелять у стены», — рассказал Левандовский.
Немецкие солдаты были воспитаны в системе превосходства перед другими народами, «в атмосфере ненависти», поэтому то, что они творили, «это была дикость», рассказал ветеран.
Родители Чеслава погибли в 1940 году, отца расстреляли, а мать, однажды уйдя из дома, так и не вернулась. На плечи Левандовского, которому тогда было всего 12 лет, легла забота о маленьких братьях и сестрах.
Позже, когда ему удалось пристроить детей по приемным семьям, Левандовский стал участником подпольной организации харцеров. Будучи членом подполья, он два раза посещал Варшавское еврейское гетто. По его воспоминаниям, то, что он там увидел, трудно передать словами.
«Улицы были забиты людьми, которые лежали просто на земле, были уже мертвы или умирали», — вспоминает ветеран. В то время на небольшой площади гетто проживало более полумиллиона евреев.
Относительно варшавского восстания, участником которого он был и чудом остался жив, Левандовский рассказал, что, по его мнению, оно было организовано с целью установить власть в городе до прихода Красной армии.
«Это было безрассудство, осознанная резня, у которой с самого начала не было шансов на успех», — с горечью заметил участник тех событий. В результате восстания в самоубийственной атаке на укрепленные бетонные бункеры погибло более 600 молодых людей. По мнению Левандовского, все это было похоже на истребление повстанцев.
Позже он очутился в концлагере в Штуттгофе, где пробыл до освобождения Польши советскими войсками. Систему концлагеря ветеран описывает так: вся она была направлена на то, чтобы стереть в узниках сознание того, что они люди, чтобы они «забыли о своей личности и помнили только о том, что немец или капо — их господин».
Чеслав чудом уцелел, пройдя концлагерь и «марш смерти», когда немцы осознали, что им не выстоять и начали эвакуацию лагеря. Из 1200 узников в живых осталось 200 человек.
Ветеран с большой теплотой вспоминает освобождение из лап нацистов бойцами Красной Армии и последующую заботу о нем в госпитале.
«Мне было 16 лет и я весил 35 кг. В той больнице для меня сделали очень много, заботились, как о младенце», — вспоминает Левандовский.
Ветеран считает, что советские войска действительно освободили Варшаву, и что 17 января навсегда стало для него праздничной датой.
То, что происходит в Польше в последние 30 лет, ветеран воспринимает с большой горечью. Он рассказал, что уже два поколения польских граждан отравлены «отвратительной и лживой пропагандой».
Он с сожалением осознает, что на сегодняшний день только старшее поколение понимает, что было бы с их родной Польшей, если бы не Советский Союз.
«Нельзя опровергнуть, что нашу страну освободила советская армия, потому что это факт, это правда. Благодаря Красной Армии мы получили свободу и будущее», — уверен ветеран.
Левандовский очень надеется на то, что народ Польши когда-нибудь вспомнит свою настоящую историю и примет ее.
Напомним, 17 января 1945 года советские войска совместно с 1-й армией Войска Польского освободили Варшаву от фашистов.
Однако сегодня в верхних эшелонах польской власти проводится политика, направленная на приравнивание роли во Второй мировой войне Советского союза и фашистской Германии, а также происходят попытки возложить вину за развязывание войны на Советский Союз.
30 декабря польский премье-министр Матеуш Моравецкий высказался о борьбе Польши против «двух тоталитаризмов».