Ученые обнаружили новый тип системы CRISPR-Cas

Изображение: (сс) Ernesto del Aguila III, National Human Genome Research Institute, NIH
Редактирование генома CRISPR-Cas9

Новую систему CRISPR-Cas, которая разрезает РНК, обнаружили исследователи Технологического университета Делфта, 26 августа сообщает журнал Science.

«Мы пытаемся понять системы CRISPR-Cas с 2006 года, и постоянно обнаруживаются новые их варианты, которые могут быть использованы для важных приложений. Например, CRISPR-Cas9 позволяет очень точно редактировать ДНК в клетках. Системы CRISPR-Cas также оказались интересной альтернативой хорошо известному ПЦР-тесту для выявления коронавируса. Система CRISPR-Cas, которую мы сейчас обнаружили, работает не на ДНК, а на РНК, что открывает новый спектр возможностей», — сказал руководитель работы Стэн Брунс.

Эта система CRISPR-Cas обладает рядом уникальных биологических свойств, которых раньше не были известны. Например, он состоит из одного большого белка, в котором объединены функции пяти более маленьких белков CRISPR-Cas. Этот белок отрезает РНК от вторгшегося вируса в двух заранее запрограммированных участках, разрушая РНК и нанося вирусу первый удар.

Кроме того, белок очень похож на белок, который обычно участвует в гибели клеток в организме человека. Это может означать, что бактерия инициирует самоубийство, когда для защиты недостаточно только уничтожения вирусной РНК.

Ученые надеются, что новый белок CRISPR может быть использован в качестве молекулярных прецизионных ножниц для резки РНК. Возможно, также преобразовывать белок CRISPR в своего рода переключатель для активации молекул, например, биоактивного соединения, в те моменты, когда они действительно необходимы.