1. Социальная война
  2. Биологические исследования
Нью-Йорк, / ИА Красная Весна

Помогает ли знание иностранного языка отодвинуть наступление деменции?

Сергей Иванов. Приезд иностранцев. XVII век. 1901
Сергей Иванов. Приезд иностранцев. XVII век. 1901

Согласно опросу, проведенному приложением для изучения языка Memrise среди пользователей, которые попытались овладеть еще одним иностранным языком в зрелом возрасте, 57% из них отметили «улучшение здоровья мозга» в качестве мотивации для использования программы, рассказывает 17 января газета The New York Times.

Но реально ли это на самом деле? Исследования двуязычия и деменции проводились у людей, которые использовали несколько языков в своей повседневной жизни, по крайней мере, с раннего возраста. Дает ли попытка изучения другого языка в более позднем возрасте те же когнитивные преимущества, остается предметом обсуждения.

Поддержание здоровья мозга в пожилом возрасте связывают с различными факторами, например, получением более высокого уровня образования в молодости, физической активностью и хобби, стимулирующими когнитивные способности. Эксперты говорят, что ведение бесед на разных языках может быть особенно полезным, пишет NYT.

«Мы используем язык во всех аспектах повседневной жизни, поэтому мозг двуязычного человека постоянно работает», — отмечает Марк Антониу, доцент Университета Западного Сиднея в Австралии, специализирующийся на двуязычии. «На самом деле вы не получите этого от других обогащающих впечатлений, таких, например, как игра на музыкальном инструменте».

Возраст, в котором вы изучаете другой язык, по-видимому, менее важен, чем то, как часто вы на нем говорите, говорит Кейтлин Уэр, исследователь в Клинике Брока в Париже, которая изучает двуязычие и здоровье мозга. «Когнитивная выгода заключается в том, что вам приходится подавлять свой родной язык, что ваш мозг вынужден делать, если вы пытаетесь вспомнить правильные слова на другом языке. И если второй язык используется часто, вы проходите когнитивную тренировку».

Этот процесс, называемый когнитивным торможением, связан с улучшением исполнительного функционирования. Теоретически, улучшая эти типы процессов, мозг становится более устойчивым к нарушениям, вызванным такими заболеваниями, как деменция, — концепция, известная как когнитивный резерв. Чем сильнее ваши умственные способности, тем дольше вы сможете нормально функционировать, даже если здоровье вашего мозга начнет ухудшаться, подчеркивают эксперты.

В 2007 году ученые из Торонто опубликовали результаты своих исследований, которые показали, что среди людей с деменцией, владевших двумя языками, симптомы заболевания развивались в среднем на четыре года позже, чем у «одноязычных». В нескольких более поздних исследованиях были выявлены сходные результаты.

Исследование, проведенное доктором Антониу и его коллегами, показало, что в то время, как взрослые китайцы в возрасте 60 лет и старше улучшили когнитивные тесты после шестимесячной программы изучения языка, люди, которые играли в такие игры, как судоку и кроссворды, добились того же результата.

Другое небольшое исследование показало, что пожилые итальянцы, которые брали уроки английского языка в течение четырех месяцев, не заметили никакой разницы в своих оценках когнитивных способностей, но у людей, которые не брали уроки, самооценки снизились. Два более поздних исследования на эту тему, опубликованные в 2023 году, практически не выявили различий в когнитивных показателях после того, как люди приняли участие в программах изучения языка.

Ученые, проводившие эти исследования, предложили несколько возможных объяснений их разочаровывающих результатов. Одно из них заключается в том, что участники были высокомотивированными добровольцами, которые, возможно, уже достигли максимальной производительности для своего возраста, из-за чего трудно увидеть какие-либо улучшения.

«Когда мы набираем участников, мы должны быть осторожны: действительно ли они представляют достоверный „срез“ населения?», — сказал доктор Уэр, который помогал проводить один из экспериментов. «И, может быть, их когнитивный уровень немного завышен?»

Другая причина заключается в том, что языковые вмешательства, возможно, были слишком короткими. В нескольких исследованиях, изучавших этот вопрос, использовались уроки языка, которые «сильно отличались по своей продолжительности и частоте», — отметила Джудит Гроссман, которая исследовала эту тему в рамках своей докторской диссертации в Гейдельбергском университете в Германии. В некоторых исследованиях участники обучались в течение восьми месяцев, в других — всего одну очень интенсивную неделю.

По мнению доктора Антониу, ограниченные результаты не совсем удивительны. Никто не сказал бы, что изучение нового языка в течение шести месяцев «даст такой же эффект, как использование двух языков в течение всей жизни». Но он действительно считает, что уроки языка могут принести когнитивную пользу, будучи интеллектуально стимулирующими, заключает издание.