Иран — США: воинственная риторика лидеров — пролог к скорой встрече?
23 июля обострение конфликта между Ираном и США вылилось в целую россыпь громких антииранских заявлений со стороны американского лидера Дональда Трампа, госсекретаря США Майкла Помпео и других высокопоставленных чиновников этой страны.
«Иранскому президенту Рухани: Никогда, никогда не угрожайте Соединенным Штатам, или вы столкнетесь с такими последствиями, с которыми не сталкивались за всю вашу историю. Мы больше не та страна, которая будет поддерживать ваши сумасшедшие слова, насилие и смерть», — написал 23 июля Трамп в своем Twitter.
Заявление Дональда Трампа стало ответом на высказывание президента Ирана Хасана Рухани, что США «играют с хвостом льва», пытаясь настроить народ Ирана против властей. К слову, официальный Тегеран также заявил, готов вновь начать работу по ядерной программе, причем на более высоком уровне, чем было до подписания СВПД.
Отметим, свою запись в Twitter Трамп сделал сразу после выступления на ту же «антииранскую» тему госсекретаря США Майкла Помпео. Бывший глава ЦРУ назвал существующий в Иране политический строй «кошмаром для иранского народа» и призвал «все правительства прекратить свои заигрывания с иранским режимом и быстро прийти на помощь иранскому народу».
Развивая тему, Помпео заявил, что деньги, полученные Ираном в результате смягчения санкций после ядерной сделки, были использованы для финансирования идеологически мотивированной политики агрессии в регионе. При этом, по его словам, «треть иранской молодежи является безработной, а треть иранцев живет за чертой бедности». К тому же, аятоллы «больше обеспокоены богатствами, чем религией», считает он. При этом, на вопрос «было ли реалистично думать, что иранцы могут восстановить контроль над своей страной в обозримом будущем?» Помпео ответил: «конечно».
Таким образом, в своей речи госсекретарь США вплотную приблизился к призывам к свержению иранской власти.
Отметился заявлением по Ирану 23 июля и бывший посол США в Москве Майкл Макфолл.
«Демократическая смена режима в Иране отвечает интересам иранского народа, региона и США», — написал дипломат на своей странице в Twitter, тут же добавив, что «начало войны с Ираном прямо сейчас лишь навредит, а не ускорит процесс демократизации Ирана».
Некоторые эксперты не исключают, что грозная риторика Трампа в адрес Ирана может быть элементом отработанной схемы внешней политики США, в рамках которой после жестких заявлений вполне может состояться встреча руководителей этих стран.
«Мы уже наблюдали, как Трамп работал по Северной Корее, и помним, что кончилось это встречей между Трампом и лидером Северной Кореи, хотя риторика там была еще более воинственная. Приемы у Трампа, как мы знаем, достаточно устоявшиеся, и почему бы не рассматривать это заявление как „пробу пера“ перед возможной встречей между руководителями США и Ирана», — заявил 23 июля в интервью RТ доктор исторических наук Владимир Юртаев.
Напомним, отношения Ирана и США резко ухудшились после выхода американцев из иранской ядерной сделки — соглашения, ограничивающего ядерные разработки Тегерана в обмен на отмену антииранских санкций Совета Безопасности ООН. После этого США взяли курс на ужесточение экономических санкций в отношении Ирана, а также сделали ставку на разогрев внутренней ситуации в исламской республике.
Официальный Тегеран, в свою очередь, заявил, что если ему будет закрыт экспорт нефти из Персидского залива, то Вооруженные силы Ирана заблокируют Ормузский пролив с целью недопущения прохода любых танкеров с нефтью. При этом, верховный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи в своей речи в МИД страны 21 июля заявил, что Тегеран должен отвергнуть любое возобновление переговоров с США после решения президента Дональда Трампа о выходе из ядерной сделки с Ираном.