В Казахстане происходит ползучая декоммунизация

Илья Репин. Плач пророка Иеремии на развалинах Иерусалима (фрагмент). 1870
Илья Репин. Плач пророка Иеремии на развалинах Иерусалима (фрагмент). 1870

Декоммунизация в Казахстане происходит, но носит ползучий характер и идет с оглядкой на свои русскоязычные регионы, пишет 3 января издание Lenta.ru.

В отличие от многих постсоветских стран памятники советской эпохи в Казахстане частично сохранились. Из 257 памятников истории и культуры республиканского значения примерно треть относится к советскому периоду. При этом, с конца 90-х годов из этого списка были исключены памятники советским государственным деятелям Владимиру Ленину, Михаилу Калинину и Сергею Кирову. На данный момент они находятся под охраной муниципальных органов власти или совсем не охраняются.

С момента обретения независимости по 2021 год в Казахстане демонтировали 341 памятник Ленину. Чаще всего эти памятники переносили из центральных районов городов на окраины, это касается и других монументов.

Так, в Левобережном парке Усть-Каменогорска появилась небольшая аллея памятников советского периода. Кроме памятников Ленину здесь оказались памятники Кирову, поэту Владимиру Маяковскому и советский танк. Они были перенесены сюда из разных частей города.

В центрах казахстанских городов невозможно найти также памятников создателю ВЧК Феликсу Дзержинскому. Большинство их них демонтировали сразу после обретения независимости.

Последний в стране памятник Иосифу Сталину, который находился в селе Старый Икан, снесли по требованию властей в 2015 году.

Большая часть памятников советским государственным деятелям в Казахстане сохранились в четырех северных областях: Акмолинской, Павлодарской, Северо-Казахстанской и Костанайской. Они являются преимущественно русскоязычными, а доля этнических русских там составляет около 35-40%. Аналогичная ситуация в крупнейших городах страны — Астане и Алма-Ате, которые считаются многонациональными.

В то время как в южных регионах, которые являются моноэтническими объектов советского культурного наследия остались единицы.

«Такая мягкая декоммунизация, вероятно, свидетельствует не столько о доброжелательном отношении властей к советской культуре, сколько о попытках региональных администраций избежать межнациональных конфликтов», — говорится в материале.

Наиболее лояльно власти Казахстана относятся к памятникам, связанным с Великой Отечественной войной. В постсоветское время в стране были открыты даже новые монументы в честь героев, внесших свой вклад в разгром нацистской Германии. Так, в Алма-Ате с 1991 года были открыты по меньшей мере восемь таких памятников, в том числе памятник генерал-майору Ивану Панфилову, открытый в 2015 году.

На территории Казахстана остались также памятники, посвященные участникам Гражданской войны, однако в последние годы их активно переносят на окраины городов и лишают статуса объектов культуры, находящихся под охраной государства. В то же время, эта политика не относится к братским могилам и другим захоронениям периода Гражданской войны.

Сохранилось в Казахстане и несколько памятников, посвященных целинной эпопее времен руководителя СССР Никиты Хрущева. Как 300-тонный монумент «Покорителям целины», расположенный в Костанае, который имеет статус памятника республиканского значения.

Автор статьи делает вывод, что политика исторической памяти в Казахстане базируется на установке властей, которые «Стремятся сконструировать новый национальный миф, не отказываясь при этом от советского наследия полностью».