Суд Москвы отказался рассекретить имена прокуроров 30-х годов
Имена советских прокуроров 30-х годов XX века отказал рассекречивать Тверской суд Москвы, 30 июля сообщил «Коммерсант».
Иск с требованием раскрыть имена прокуроров, входивших в 30-х годах в «тройки», направила некоммерческая организация «Мемориал», имеющая статус иностранного агента. Члены «Мемориала» потребовали открыть доступ к архивным делам и раскрыть имена 11 прокуроров.
Впервые с данным запросом «Мемориал» обратился в Генеральную прокуратуру России в июле 2019 года. По словам сотрудников организации, данные сведения им нужны были для составления биографического справочника всех членов «троек».
Однако прокуратура отказала, сославшись на закон «О персональных данных». Возмущенные исследователи «Мемориала» направили повторный запрос в октябре 2019 года, но опять получили отказ. После этого они уже обратились в суд. Теперь же, потерпев очередное поражение, «Мемориал» готовит жалобу и собирается судиться дальше.
По мнению «Мемориала» и историков, поддерживающих данный иск, имена членов «троек» должны быть открыты, потому что судебные решения 30-х годов были преступными. Естественно, что и сотрудников правоохранительных органов, участвовавших в уголовных процессах, они также считают преступниками. Данная позиция озвучена в отклоненном иске.
Напомним, «тройки» просуществовали с июля 1937 года по ноябрь 1938 года. Действовал данный орган уголовного преследования на основании приказа, изданного НКВД и одобренного вышестоящими партийными органами. Сам факт участия в «тройках» не может рассматриваться как преступление. Но иностранный агент «Мемориал» настаивает именно на виновности всех членов «троек».
Отметим, что факт законности деятельности «троек» не опровергает наличия ряда нарушений при вынесении ими приговоров. Но после того как данный орган перестал функционировать, была проведена серия расследований, по итогам которых сотрудники правоохранительных органов, допустившие превышение должностных полномочий, были наказаны в рамках уголовного законодательства.
Исследователи общества «Мемориал» на самом деле занимаются не исторической, а пропагандистской деятельностью. Советский период они представляют как период существования преступного государства, а советских государственных служащих, соответственно, как преступников. Всех, кто был осужден в 30-х годах, «Мемориал» без разбора признает невинно осужденными жертвами.
Такая пропагандистская позиция не может привести ни к чему, кроме общественного конфликта. Возможно, деятельность данной организации направлена именно на это.
Так, в 2016 году «Мемориал» опубликовал имена 40 тысяч офицеров госбезопасности СССР. Тогда член правления данной организации Ян Рачинский так прокомментировал этот проект: «Публикация таких данных может помочь обществу выработать иммунитет против государственной преступной политики, дать понимание того, что что имена тех, кто участвовал в исполнении беззакония, тоже не забудут».