Кургинян: примириться в России могут только те, кто хочет примирения

Моисей Бьянки. История (фрагмент). Около 1890
Моисей Бьянки. История (фрагмент). Около 1890

Примирение сторонников красной и имперской России возможно только на основе уважительного отношения ко всем периодам истории страны, заявил философ, политолог, лидер движения «Суть времени» Сергей Кургинян 30 мая в интервью главному редактору «Абзац.Медиа» Елене Оя для проекта «Так сказать».

Кургинян отметил, что для него нет более желанной идеи, чем примирение почитателей СССР со сторонниками имперской России. «Ничего я так не хочу, как этого примирения, и на протяжении двадцати лет уж в газете „Завтра“ только об этом примирении шла речь», — подчеркнул политолог.

«Во-первых, нельзя примирять непримиримое. Нужно примирять тех, кто готов примиряться», — заявил философ. Он отметил, что были люди, которые примиряться не готовы, а были те, которые готовы. Примирение нужно проводить среди тех, кто к нему готов, указал политолог.

«Во-вторых, это нельзя делать на коллаборационистской основе. Это нужно делать на основе апелляции к Александру III, к Тютчеву, к Победоносцеву, кому угодно, но не к тому, что замарало себя коллаборационизмом», — подчеркнул политолог.

Кургинян отметил, что большое значение имеет уважительное отношение к национальной идее какого-либо периода жизни страны, даже если она признается ошибочной.

«Как только она [идея] связана с большим историческим периодом, идея, и как только за нее умерли десятки миллионов, вы не можете ее откинуть, как использованный презерватив. Вы должны отнестись к ней с глубоким сущностным, глубоким уважением, с человеческой исторической страстностью, даже если вы с горечью признаете ее ошибочной», — заявил философ.

Кургинян подчеркнул, что иное отношение «называется продажей первородства за чечевичную похлебку». На этой основе примирение невозможно.

«Оно возможно только на основе восхищения высокими достижениями и горького признания поражения, недостатков и даже маразмов. Это нужно делать сбалансировано», — заключил политолог.