Мозаику «Сургутская Мадонна с младенцем» просят сделать памятником культуры
К властям Сургута с просьбой признать объектом культурного наследия советское мозаичное панно обратились жители Сургута. Об обращении граждан рассказала представитель молодежной палаты при Думе Сургута Анастасия Попушой, чей комментарий был опубликован 11 марта на странице ведомства в соцсети «ВКонтакте».
Декоративное панно украшает фасад местного аэропорта. Мозаика, известная под названием «Сургутская Мадонна с младенцем в иллюминаторе» была создана в 1981 году советским художником-монументалистом Леонидом Полищуком.
Монументальное произведение было привезено по частям из Москвы. Для перевозки конструкции весом 2,5 тонны советскими властями был выделен специальный самолет.
По рассказу автора мозаики, вдохновением для сюжета стала реальная история, когда мать, обнимая уставшего ребенка, тем самым успокаивала его. Все действо происходило на фоне иллюминатора. Именно эту сцену автор запечатлел на декоративном панно.
В 2004 году было принято решение о реконструкции здания аэропорта, в рамках которой предполагалось демонтировать художественное панно. Однако жители города не согласились с такими планами и оказали сопротивление планируемому акту вандализма. В итоге мозаичное панно удалось отстоять.
Для того, чтобы окончательно решить вопрос о сохранности художественного произведения, жители города предлагают присвоить панно статус объекта культурного наследия.
По мнению жителей региона «Сургутская Мадонна» является символом города.
Несмотря на сопротивление общества, вандализм по отношению к советскому монументальному искусству продолжается до сих пор и является достаточно массовым явлением. Возможно, что случай с мозаикой из Сургута станет приятным исключением.
Однако, хотелось бы обратить внимание еще на один аспект в защиту этого направления советского искусства.
Российские власти всех мастей и уровней при обсуждении экономического развития страны большие надежды возлагают на развитие туризма. Особо на туризм надеются власти регионов. В принятой системе конкуренции перед региональными властями остро стоит вопрос, чем же этаким приманить отечественного или зарубежного туриста. Для решения этой проблемы на местах в большей части создаются культурные симулякры, зачастую низкого уровня и эстетики.
В то же время советское монументальное искусство, в том числе представленное мозаикой, — это уникальнейшее культурное явление мирового масштаба. Никогда, ни в одной стране это направление искусства не было представлено столь широко и разнообразно. В отличие от современного уличного искусства, к созданию декоративных панно привлекались профессионалы высочайшего уровня, а на воплощение их творческих замыслов советским государством выделялись значительные денежные средства. Уникальность этого культурного пласта возрастает с каждым днем, так как за последние 30 лет новых подобных произведений не появилось.
В связи с чем возникает парадоксальная ситуация. Современные управленцы, для которых главная цель — это извлечение прибыли из всего, в том числе из культуры, как бы нуждаются в уникальной культуре для привлечения туристов. А с другой стороны, эти же чиновники либо сами участвуют в уничтожении имеющейся уникальной культуры, либо своим бездействием способствуют планомерному уничтожению этого культурного слоя.