1. Социальная война
  2. Государство и религия
Вашингтон, / ИА Красная Весна

«Атеистические церкви» распространяются в США

Изображение: Александр Головнин © ИА Красная Весна
Милуоки. Музей современного искусства, США
Милуоки. Музей современного искусства, США
Милуоки. Музей современного искусства, США

Сегодня почти 30 % взрослых в Соединенных Штатах признают, что не принадлежат к какой-либо религии, и только половина из верующих регулярно посещает богослужения. Но не все традиционные формы церкви в стране испытывают упадок.

Значительную часть их задач решают другие организации, в частности такие, которые многие называют «атеистическими церквями». Об этом рассказывает в статье, опубликованной австралийским веб-сайтом The Conversation, профессор социологии американского Университета Пердью (штат Индиана) Джеки Фрост.

Изучая в течение последних десяти лет нерелигиозные сообщества, я обнаружила, что атеистические церкви служат многим из тех же целей, что и религиозные. Их рост свидетельствует о том, что религиозный упадок не обязательно означает упадок общества, ритуалов или благосостояния людей, пишет Фрост.

Светские конгрегации часто имитируют религиозные организации, используя язык и структуру «церкви», например проводя собрания по воскресеньям или заслушивая «свидетельства» прихожан, или адаптируя религиозный язык или практику другими способами.

Например, растет число психоделических церквей, которые обслуживают людей, желающих испытать духовность и ритуалы с помощью употребления наркотиков. Существуют также светские организации, которые продвигают идею о том, что люди могут жить вечно, такие как Церковь вечной жизни. Члены организации верят, что они могут достичь бессмертия на Земле с помощью радикальных технологий продления жизни — редактирования генов или крионической консервации — замораживания тел после смерти в надежде, что их когда-нибудь можно будет реанимировать.

Эти светские конгрегации часто обращаются к атеистам и другим светским людям, но их главная цель не пропаганда атеизма.

Однако такие организации «атеистической церкви», как «Воскресная ассамблея» и «Оазис», открыто восхваляют личность и убеждения неверующих, хотя не каждый, кто посещает их, идентифицирует себя как атеист. В своей деятельности они превозносят рациональное мышление и материалистическую философию, которые пропагандируют идею о том, что существует только физическая материя.

Существуют также давние гуманистические и этические сообщества, которые пропагандируют светское мировоззрение и проводят светские церемонии для важных жизненных перемен, таких как рождение, похороны и свадьба. Американская гуманистическая ассоциация, например, описывает свои ценности как «Добро без Бога». И на протяжении десятилетий унитаристские универсалистские конгрегации, выросшие из христианских движений, опирались на учения как религиозных, так и нерелигиозных традиций, не навязывая своих собственных конкретных вероучений.

Но в последнее время наблюдается рост числа светских конгрегаций, которые явно имитируют религиозные организации и ритуалы, чтобы прославлять атеистические мировоззрения. Многие из них имеют всего одно или два отделения, такие как атеистическая церковь Сиэтла и Церковь свободомыслия Северного Техаса.

Многие черты «атеистических церквей» в США напрямую заимствованы у религиозных организаций. Их организаторы признают, что делают это намеренно, потому что видят в них хорошую модель для создания эффективных ритуалов и сообществ.

Однако есть ключевые различия. «Воскресная ассамблея», например, не имеет иерархической структуры, и в ней нет пастора или служителя, что означает, что решения принимаются сообществом. Участники разделяют обязанности по проведению служб, поиску выступающих и чтений.

Другим ключевым отличием является полное отсутствие упоминаний о сверхъестественном. Лекции и ритуалы, с которыми приходится сталкиваться на службах атеистической церкви, сосредоточены вокруг утверждения атеистических верований, прославления науки, культивирования благоговения и удивления перед природой и создания сообществ поддержки.

Социологи религии называют эти практики «сакрализацией светского» и «светской духовностью»: действиями, которые позволяют нерелигиозным людям выражать свои общие убеждения и культивировать чувство принадлежности и целеустремленности.

Одним из примеров является коллективное пение: заимствование знакомого аспекта религиозных служб, который может дать прихожанам ощущение трансцендентности. В большинстве отделений воскресных собраний есть церковные группы, которые исполняют поп-песни, такие как Livin’ on a Prayer Бон Джови и Brave Сары Бареллис. Когда астроном рассказывал «Воскресному собранию» о миссии НАСА к Плутону, прихожане пели Across the Universe и Lucy in the Sky with Diamonds группы The Beatles, чтобы подчеркнуть свое благоговение перед необъятностью Вселенной.

Другой заимствованный ритуал — обмен свидетельствами. На многих воскресных службах собрания прихожанин встает перед собравшимися, чтобы поделиться чем-то, чему он недавно научился, выразить благодарность или подтвердить свои атеистические убеждения, рассказав, почему он оставил религию.

Некоторые атеистические общины проводят церемонии «развенчания», в ходе которых их члены отрекаются от своей прежней религии. Некоторые отправляют свидетельства о развенчании в свои бывшие церкви, чтобы укрепить свою новую нерелигиозную идентичность.

На фоне падения показателей религиозной принадлежности многие ученые утверждают, что будет наблюдаться снижение социализации и других важных показателей благополучия, таких как ощущение людьми смысла жизни и цели.

Однако «атеистические церкви» являются примером того, как нерелигиозные американцы находят новые способы удовлетворения этих потребностей. Этот феномен всё еще довольно нов, но исследования показали, что участие в них и других типах атеистических организаций может принести социальную и эмоциональную пользу.

Сохранится ли тенденция роста атеистических церквей, еще предстоит выяснить. Но практика показывает, что они могут во многом функционировать подобно религиозным организациям, создавая сообщества, культивируя ритуалы и укрепляя благосостояние во времена религиозных перемен, заключает Фрост.