Бенито Хуарес


Сегодня по телевидению или радио регулярно звучат оценки, которые приравнивают любой вооруженный переворот к революции, а террористическую деятельность — к революционной. На слуху все возможные цветные революции, пронесшиеся ураганом от Восточной Европы до Ближнего Востока. Уже начинает казаться, что в трактовке западных СМИ любая, даже террористическая, борьба против законного правительства является революцией и позволяет, по сути, террориста приравнять к революционеру. Но мне кажется, что общество ощущает, что его сознательно кто-то пытается ввести в заблуждение.

Попробуем разобраться, чем были настоящие революции на самом деле.

Речь пойдет о Революции и национально-освободительной борьбе мексиканского народа в 19-ом веке, и главном герое этой борьбы — Бенито Пабло Хуаресе.

Бенито Хуарес родился 21 марта 1806 года, в бедной сапотекской индейской деревне, с детства работал на кукурузных полях погонщиком мулов. В 12 лет он пешком ушел в город Оахака, и устроился на работу в дом к сеньору Антонио Маса, у которого уже работала его сестра. Маленький Хуарес самостоятельно выучился писать и считать. Видя, что мальчик проявляет интерес к учебе, сеньор Маса помогает ему поступить и учиться в духовной семинарии. После семинарии он поступил в институт Наук и Искусств, и, закончив его, стал адвокатом.

Нужно сделать небольшую ремарку, и уточнить, чем являлась Мексика в первой половине 19-го века. С началом крестьянских восстаний 1810 года в Мексике шла национальная борьба за освобождение от Испании. В результате, в 1822 году, командующий гарнизоном города Веракрус генерал Санта-Анна поднял восстание и объявил Мексику республикой. 4 октября 1824 года была провозглашена республиканская конституция и независимость от Испании. Конституция подразумевала равенство всех перед законом, свободу слова и печати, отменялась инквизиция и подушные подати. Но провозглашение независимости и конституции не принесли мексиканскому народу ни процветания, ни спокойствия. В результате противоборства различных политических групп с 1824 по 1857 год в Мексике, глава государства сменялся более 40 раз. В итоге, в 1831 году Санта-Анна, выиграв на выборах, упразднил конституцию, распустил конгресс, отменил антиклерикальные законы и объявил себя диктатором.

На фоне непрекращающейся гражданской войны выделились политические силы, которым было суждено сыграть главную роль в борьбе за будущее Мексики. Консерваторы были представлены духовенством и аристократией, и выступали за реставрацию монархии. Либеральное направление было представлено двумя партиями:

  • Модерадос- умеренные представители военных, либеральных помещиков и купцов;
  • Пурос — представители низших слоев городского населения и бедных крестьян.

Детство и юность Хуареса прошли в обстановке, как это принято сейчас говорить, политического и экономического кризиса. А по-другому говоря, в бедности, голоде и постоянной опасности быть брошенным в тюрьму или просто убитым. С самого начала своего жизненного пути он не мог быть никем другим, кроме как представителем Пурос. Вообще он является уникальным явлением для революционера. Сын безграмотных крестьян, ставший юристом, посвятивший жизнь борьбе за свой народ. Его оружием были не клинок и ружье, а закон, непреклонная воля, и огонь любви к своему народу. Во время своей адвокатской практики он защищал интересы бедных крестьян и индейцев, за что сам неоднократно сидел в тюрьме. Нужно отметить, что в Мексике тогда не было единой судебной системы. Существовали отдельные суды для духовенства и военных, все остальное население было фактически пораженным в правах. Действовали специальные привилегии военных и духовенства, называемые фуэрос.

С 1847 по 1852 год Хуарес был губернатором своего родного штата Оахака. После захвата власти Санта-Анной в 1853 году, Хуарес иммигрировал в Северную Америку и устроился работать на табачную фабрику в Новый Орлеан. В 1854 году в Мексике начинается либерально-буржуазная революция, Хуарес возвращается и вступает в армию генерала Хуана Альвареса. При этом он не говорит Альваресу, что он губернатор штата, а работает у него простым секретарем.

Революция Аютлы

Хуарес не был единственным либералом, боровшимся против диктатуры Санта-Анны. Его соратниками были: генерал Хуан Альварес — неизменный участник и руководитель всех либеральных восстаний, Игнасио Комонфорт — креол, генерал, внесший решающий вклад в военный успех революции Аютлы.

В марте 1854 г. они опубликовали «план Аютлы», призывавший установить временную диктатуру начальника революционных войск, а затем созвать съезд, который разработает конституцию и проведет выборы президента. Все они были искренними патриотами Мексики, все мечтали о свободе и процветании ее народа, но видели это по-разному. Первоначально их объединяло общее желание дать стране конституцию как главный способ спокойного развития. Но чем дальше они шли дорогой революции, тем более невыносимым становился для них ее жестокий ветер, тем больше они отдалялись друг от друга в способе достижения блага. Поэтому и власть, которую они получили, привела к противоречивым результатам.

Первоначально, в 1855 году президентом становится Хуан Альварес. При нем были приняты законы о ликвидации привилегий католической церкви и военных и созван конституционный совет. Однако через короткое время, под давлением консерваторов и части умеренных левых во главе с Комонфортом, Альварес вынужден уйти со своего поста. Вот как показан эпизод принятия ими власти в книге «Три войны Бенито Хуареса» Якова Гордина:

Почему я, дон Бенито? Почему не Комонфорт?

Право на власть, мой дорогой друг. Право на власть есть далеко не у каждого. Только тот имеет право на власть, кто знает, чего страна ждет от него. Только тот имеет право на власть, кто не хочет этой власти. Для кого это — бремя. Тот, кто берет власть, не имея на нее права, всегда употребит ее во зло...

Комонфорт же, оставаясь умеренным по своей сути, постоянно пытался найти компромисс между консерваторами и либералами, что, по сути, равносильно компромиссу между революцией и контрреволюцией. А это невозможно. Надо понимать, что это его желание не проистекало из личных амбиций и желания остаться у власти, а было продиктовано потребностью прекратить гражданскую войну внутри страны, которая к тому моменту уже шла пятый десяток лет. Но попытка совместить несовместимое всегда приводит к переходу на позицию одной стороны. Так произошло и с Игнасио Комонфортом. Желая получить возможность не ограничивать свои действия решениями конституционного совета, он, заручившись поддержкой консерваторов, отменяет законы о привилегиях, что, в свою очередь, приводит к новому витку борьбы.

Здесь я бы хотел остановиться и поразмыслить о том, что отличает истинно революционное движение от мятежа или другого вооруженного восстания, что является общим для либеральной революции в Мексике и Великой Октябрьской революции в России. Но прежде, чем искать одинаковое, нужно отметить отличия. Революция в Мексике каким-то образом выкристаллизовалась из нескончаемой войны, которая началась как национально-освободительная, но быстро переросла в войну всех против всех и длилась уже более 40 лет. В России же, революция, особенно для стороннего наблюдателя, пронеслась как взрывная волна, меняя действительность буквально за мгновение. Но уж коли в наше время кто-то хочет смешать революцию то ли с терроризмом, то ли с любым путчем, нужно отметить то, что объединяет обе революции, и каковы их различия.

Прежде всего, за свободу и революцию и в Мексике, и в России боролись патриоты. Противники революции всегда прячут презрение к народу за пылкими словами о защите святой веры и чести, при этом они имеют в виду свою веру и свою честь.

Настоящий революционер обязан предложить разорванному на части обществу новый общественный договор. Но этот договор, во-первых, основывается на законе, во-вторых, сам является опорой этого закона, а в-третьих, и это самое главное, должен быть добровольно принят большей частью общества. Те, кто приравнивают революционеров к террористам, поступают либо неумно, либо сознательно подло. Террорист всегда против закона и за власть скрытого от общества меньшинства, революционер за обновление закона и за власть народа.

Одна из главных проблем революции — как сделать так, чтобы страна не скатилась к диктатуре. И дело ведь не только в политических амбициях отдельных революционеров, а в искреннем желании патриотов добиться быстрых и кардинальных перемен (что нередко совпадает с категорической необходимостью таких перемен), которые бы позволили снять бремя страдания с народа.

Бенито Хуарес начал борьбу за свой народ, защищая бедных крестьян, будучи адвокатом, продолжил ее губернатором штата, был вынужден эмигрировать, затем стал одним из лидеров борьбы против диктатуры Санта-Анны, был министром внутренних дел при первом законно избранном президенте Мексики Игнасио Комонфорте, не поддержал его мятеж против конституции, и, наконец, организовал лигу защиты конституции. И вновь оказался в ситуации, грозившей гибелью и ему, и, главное, его родной стране — Мексике.

Новым, и самым сильным противником Бенито Хуареса стал полковник Мигель Мирамонт. Этот человек, являясь консерватором, участвовал в перевороте Комонфорта, и в итоге консолидировал все консервативные силы, при этом ему не исполнилось и 25 лет. Исход их противостояния решился не на поле боя, а на поле той настоящей революции, которая сначала происходит в душах и умах людей, а потом толкает их под те или иные знамена. Двадцатилетний полковник Мирамонт, предками которого были европейские рыцари, потомственный военный, не мог быть заурядной фигурой. Он считал сословия военных и духовных лиц тем фундаментом, на котором должна держаться Мексика. Ему оказывали поддержку Франция, Испания и Германия. Являясь профессиональным военным, он выигрывал у войск Хуареса одно сражение за другим. Но, видимо, он не ощутил того перелома, который произошел в душах простых мексиканцев, индейцев и бедных землевладельцев, метисов и бывших рабов. К Хуаресу, у которого не было ничего, кроме мечты о свободной Мексике, закона и искреннего желания видеть мексиканцев просвещенными, стремящимися к свободе, пошел народ. На место погибших приходили другие, на месте разбитых войск возникали новые армии. И Мирамонт, выигравший все сражения, кроме последнего и решающего, проиграл войну. Новая Мексика Хуареса победила старую Мексику Мирамонта.

«Судьба человечества — демократия. Свобода — его оружие. Совершенство — его цель. Поднимайся, народ Мексики»

Бенито Хуарес