Способность заражать клетки появилась у бактерий 2 млрд лет назад — ученые

Изображение: CC0
Бактерия

Предки бактерий legionella инфицировали эукариотические клетки еще два миллиарда лет назад, обнаружили исследователи из университета Уппсалы, 15 февраля сообщает Phys.org.

Два миллиарда лет назад предки бактерий легионеллы уже обладали способностью избегать переваривания эукариотами. Вместо этого они начали использовать для размножения эукариотические клетки — сложные клетки с ядром, из которых состоят амебы, грибы и животный мир.

«Мы обнаружили, что предок всей группы жил около двух миллиардов лет назад, в то время, когда эукариоты все еще находились в процессе становления, эволюционируя от более простых клеток к сложной клеточной структуре, которую они имеют сейчас. Мы считаем, что легионеллы были одними из первых, кто заразил эукариотические клетки», — говорит Андрей Гуляев, научный сотрудник кафедры медицинской биохимии и микробиологии.

На первом этапе одноклеточный эукариот питался бактериями. Но на каком-то этапе эволюции бактерии обрели защиту от переваривания и поселились внутри клетки, используя ее для размножения.

В ходе исследования ученые обнаружили, что все предки легионелл обладали теми же молекулярными инструментами для заражения, что и сегодняшние бактерии. Это означает, что фагоцитозу по меньшей мере столько же лет, сколько легионеллам — 2 миллиарда лет.

«Наше исследование может помочь нам понять, как возникают вредные бактерии и как сложные клетки эволюционировали из более простых клеток», — говорит Лайонел Гай, адъюнкт-профессор эволюционной микробиологии на кафедре медицинской биохимии и микробиологии, возглавлявший исследование.