В расхваленном на Западе фильме о России создан инфернальный мир — мнение

Изображение: Павел Редин © ИА Красная Весна
Кинозал
Кинозал

Фильм «Дылда» Кантемира Балагова изображает Россию в жутком и инфернальном свете, поэтому он замечен и выделен западными кинокритиками, заявил Дмитрий Иванов, 25 декабря сообщает Свободная пресса.

Эксперт отметил, что ему хотелось бы забыть этот фильм, как «страшный сон», однако под конец 2020 года драма Балагова неоднократно была названа лучшей американскими критиками. Также этот фильм в свой список фаворитов 2020 года внес бывший президент Барак Обама. Премьера фильма состоялась на 72-м Каннском фестивале, где была удостоена двух наград.

«За рубежом же любят что-нибудь такое — страшненькое и жуткое про Россию. А тут полный набор. Послевоенный Ленинград. Две фронтовые подруги живут вместе и вместе работают медсёстрами в больнице. Ранее у одной в результате несчастного случая погибает малолетний сын. Ей хочется детей, но рожать из-за ранения она больше не может. Поэтому, подговорив свою подругу, она шантажирует главврача, чтобы тот стал донором для её сожительницы. Шантажировать есть чем. В больнице практикуют «уколы милосердия“ — по приказу главврача её подруга делает смертельные инъекции тем раненым, которые не хотят жить. Начальнику-фронтовику деваться некуда — зачатием в коммуналке они занимаются в постели втроём», — напомнил критик сюжет картины.

По его оценке, при описании фильма вполне подходит такой эпитет, как «демонизм», автор «Дылды» создал в своей картине демоническую атмосферу. При этом он напомнил, что на Каннском фестивале фильм получил премию за «особый взгляд».

«Да, взгляд действительно особый. Нечеловеческий, я бы сказал, взгляд, взгляд злого насекомого», — отметил Иванов.

В то же время обозреватель признал талант молодого режиссера, игру актеров, грамотно выставленную композицию, проведенный кастинг.

«Интересная фактура главного героя — это огромного роста девушка. Это она убивает раненых, чтобы те не мучились. Гуманоид-альбинос — белёсые брови и ресницы, в глазах зрачки бездны — чем не Ангел Смерти? И зовут её странно — Ия. Это Он, Она, Оно приходит ночью к солдатам со шприцем в руках и отправляет тех на тот свет»,  — отметил критик.

По его мнению, Балагов создал в своей картине инфернальный мир, в котором действуют свои законы, существует свой закон. Смысловая и эмоциональная сторона фильма умело передается при помощи символики цвета.

«Превалируют два: красный и зелёный. Красный — цвет крови, цвет запрета, цвет смерти. Зелёный — цвет жизни, цвет рождения. Автор играет этими смыслами. Например, в одной сцене подруги красят „мясные“ стены в зелёный цвет — тем самым героини метафорически подготавливаются к зачатию», — подчеркнул он.

Выразив удивление, откуда у молодого российского режиссера такой больной взгляд на советскую историю, критик подытожил, что фильм рассказывает о патологии. И такие фильмы вызывают внимание у западных зрителей.

«Дылда» — это не про «особый взгляд», а про довольно странную патологию. Но вот очередной раз выяснилось, что за рубежом такие извращения, да ещё на фоне послевоенного Ленинграда, на «ура!» проходят. Обама, сам де Обама от «Дылды» в восторге! Вы представляете?» — подытожил Иванов.