Чешский атташе: в российской глубинке у власти потомки «белых»

Изображение: Юрий Артеменко © ИА Красная Весна
Пикет против героизации белочехов г. Саратов
Пикет против героизации белочехов г. Саратов

В глубинке местные власти охотнее идут на установку памятников чехословацким легионерам, заявил бывший военный атташе Чехии в России Давид Пастиржик, 12 ноября сообщает чешское издание Aktuálně.cz.

Пастиржик считает, что российское общество раскололось сто лет назад на два почти непримиримых лагеря — на красных и белых. И очень важно, кто возглавляет город, потомки большевиков или белогвардейцев. «И чем дальше от Москвы, тем больше готовность местных властей пойти навстречу, когда речь идет о восстановлении легионерских памятников. В этих регионах на память людей не так повлияла большевистская пропаганда и идеология», — считает чешский атташе.

Напомним, памятные знаки в честь чехословацких легионеров устанавливаются вдоль Транссибирской магистрали по межправительственному соглашению о военных захоронениях между Россией и Чехией. Однако, за редким исключением, на территории России такие захоронения утеряны, и памятные знаки устанавливаются «по доброй воле» местных властей регионов, а не по обязанности российской стороны.

Комментарий редакции

Напоминаем также, что после 1993 года с приходом к власти условно говоря «потомков белых» — прозападных либералов, началась активная фаза десоветизации. Установка памятных знаков чехословацким легионерам, воевавшим на территории России под французским командованием на стороне Колчака, соответствует линии на героизацию антибольшевистских сил. При этом скромно умалчивается, что белочехи, спровоцировав начало гражданской войны в России, преследовали свои цели — грабежи, наживу и выслугу перед Антантой в надежде получить побольше территорий при создании Чехословакии — в этом вопросе у Франции был решающий голос.

И если российские власти услужливо устанавливают памятники белочехам, то общество реагирует на эти обелиски очень неоднозначно. Народная память жива, в ней отпечатался зловещий образ белочехов. И тут общество принимает сторону красноармейцев, считая их защитниками и освободителями России.