Исследование: кража церковных средств и утвари часто происходит из зависти
Несколько неожиданных причин хищений средств из церковной казны самими священнослужителями обнаружили двое исследователей после того, как в последние годы произошло несколько громких случаев подобных финансовых махинаций. Об этом 14 декабря сообщает OSV News.
Исследователи пришли к выводу, что финансовое давление обычно не входит в факторов, толкающих священников к противоправным действиям, о чем свидетельствуют многолетние данные.
«У меня есть база данных примерно из 120 случаев мошенничества католических священнослужителей, начиная с 1963 года», — рассказал доцент кафедры бухгалтерского учета в Рэдфордском университете в Вирджинии и отставной специальный агент Налоговой службы США Роберт А. Уоррен. «И каждый раз, когда появляется что-то новое, я беру судебные записи и читаю их».
Это исследование позволило ему и его коллеге профессору бухгалтерского учета в Университете Кейс Вестерн Резерв в Кливленде Тимоти Фогарти, изучить, почему ряд католических священников в США за последние шесть десятилетий присвоили приходские средства для самых разных несанкционированных целей: от покупки домов отдыха до погашения игорных долгов и незаконных интимных связей (включая случай одного священника, которой тайно женился и прижил нескольких детей).
В 2023 году Уоррен и Фогарти опубликовали свои выводы в статье под названием «Изучение хищений католическими священниками в Соединенных Штатах: контент-анализ случаев с 1963 года», которая появилась в журнале Journal of Forensic and Investigative Accounting.
В своей статье и в телефонных интервью с OSV News оба ученых подчеркнули, что большинство католических священников не занимаются финансовыми мошенничествами. Они также признали, что необходимы дополнительные исследования — особенно в партнерстве с католическими епископами США — для лучшего понимания факторов риска возникновения случаев церковного воровства и растраты.
Однако, проанализировав около 95 дел, охватывающих период с 1963 по 2020 год, и используя судебные документы и криминалистическую модель под названием «треугольник мошенничества», Уоррен и Фогарти описали схему рационализации, которая позволяла священникам-правонарушителям оправдывать в своих собственных глазах нецелевое использование церковных денег — даже когда у них не было явного финансового давления, побуждающего их воровать.
Гипотеза треугольника мошенничества, разработанная американским социологом Дональдом Кресси и другими исследователями, утверждает, что при совершении мошенничества обычно присутствуют три ключевых фактора: «возможность, давление и рационализация» преступления, пояснил Уоррен.
Однако, когда дело доходит до применения модели к мошенничеству со стороны христиан, особенно католических священников, треугольник мошенничества «действительно отлично работает для некоторых случаев, а для других не работает», — сказал Фогарти.
Он и Уоррен отметили в своей статье, что, поскольку приходы полагаются на регулярные еженедельные пожертвования, часто в форме наличных денег, «элемент возможности [украсть] одновременно силен и очевиден».
Они написали, что общая культура доверия, неформальные процедуры бухгалтерского учета, слабый финансовый контроль и способность приходских священников «обходить любые существующие меры контроля» — все это усиливает соблазн воспользоваться приходскими деньгами.
Однако фактор давления не полностью соответствует случаям, рассмотренным двумя исследователями, поскольку «большинство священников, даже если они не дают обета бедности, понимают, что их материальные потребности в еде, жилье, одежде, медицинском обслуживании и других основных [потребностях] будут удовлетворены Церковью», — написали они.
Кроме того, они отметили, что священники Римско-католической церкви, как правило, соблюдают целибат, что по идее исключает любые финансовые трудности, связанные с браком и семейными обязательствами.
«Хотя священники могут стремиться к продвижению по службе в церкви, они не сталкиваются с перспективой потери работы и сопутствующей ей экономической неопределенности», — пишут Фогарти и Уоррен.
По их словам, сама природа католической религиозной жизни, с ее акцентом на добровольной бедности и смирении, способствует снижению финансовых стимулов к воровству.
Конечно, зависимость от азартных игр, секса и наркотиков может создать серьезное финансовое давление, которое может побудить к должностным преступлениям, отметили они.
«Трудно найти оправдание для человека, страдающего наркотической зависимостью, потому что если он наркоман, он просто хочет получить очередную дозу», — поясняет Уоррен.
Однако более пристальный взгляд на оправдания, используемые священнослужителями, совершившими кражу, как следует из судебных документов, проанализированных Фогарти и Уорреном, показал, что побуждающим мотивом со стороны священников зачастую выступает не нужда в деньгах, а зависть.
«Их группа сверстников это не другие священники, а их же прихожане», — уточняет Уоррен. И чем более финансово обеспечены эти прихожане, тем больше у них соблазн не отставать от тех, кто сидит перед ними на церковных скамьях, добавил он.
«Вы не увидите людей, ворующих из бедных приходов», — добавляет Уоррен. «Я не думаю, что я видел кого-то, кто [воровал] в приходе, который был нищим».
Но там, где у прихожан больше дискреционного дохода, «вы видите образ жизни, который ведут люди, которые „менее хороши“, чем вы, и это просто не кажется правильным», — сказал Фогарти. «Все верят в некую интуитивную справедливость в этом мире: что вы получаете то, что заслуживаете. И священники, ведущие образцовую жизнь, иногда видят, что они не дотягивают до них в этом отношении. Когда вы видите эти другие примеры людей, которые, скажем так, более морально подозрительны, чем вы, имея хорошие машины и красивые дома и весь этот дискреционный доход, вы, вероятно, говорите: „Что в этом такого?“
Священники, которые воруют из приходской казны, обычно оправдывают свои действия тем, что социологи называют «моральным оправданием», или ложным чувством правоты, возникающим в результате совершения добрых дел.
«Уловка в том, что если вы делаете что-то хорошее, это же дает вам право сделать что-то плохое», — объясняет Уоррен. Он сравнил это с оправданиями, которые часто используют люди, сидящие на диете, когда хотят нарушить свой план питания.
«Допустим, вы сбросили 10 килограмм. Вы занимаетесь спортом, и это дает вам право съесть мороженое», — сказал Уоррен.
Фогарти объяснил, что моральное оправдание — «в целом крайне недооцененное явление» и что «священники — прекрасный пример его применения».
«Это в природе их работы — помогать людям и направлять их в их поисках и по жизни», — сказал Фогарти. «Вы чувствуете, что вы что-то заслужили, но затем вы смотрите на то, какие награды вы за это получаете, и чувствуете, что вам чего-то не хватает. Так что это как будто вы заработали какие-то кредиты, которые не обналичиваете».
По словам Фогарти, такое отношение в приходской среде, где «вы видите все эти деньги, лежащие вокруг», может привести к тому, что недовольный священник «подумает, что, возможно, вам следует воспользоваться частью этих денег».
«Я думаю, если быть честным, то 99 священников из 100 просто сказали бы: „Ну, это жизнь, которую я выбрал, и я получаю здесь психологические награды, и мне не следует думать об этих вещах“, — подчеркнул Фогарти. „Но время от времени кто-то начинает думать об этих вещах и начинает говорить: „У меня только одна жизнь“.
Уоррен сказал, что несколько практических стратегий, наряду с честным признанием врожденных человеческих слабостей, которые приводят к моральному оправданию, могут помочь предотвратить мошенничество со стороны священников, находящихся в группе риска.
«Первым шагом к финансовой строгости является аудит», и его следует проводить «каждый раз при смене пастора», а также ежегодно, сказал он.
Уоррен также заявил, что приходские финансовые отчеты должны «вестись в соответствии с общепринятыми принципами бухгалтерского учета» — отраслевыми стандартами, которых придерживаются публичные компании в США.
«Убедитесь, что у вас есть резервная копия всего», что касается приходских финансовых операций, добавил он.
По словам Уоррена, поскольку «очень сложно обеспечить сохранность наличных денег», приходам необходимо «контролировать деньги двумя руками» или держать их «под замком», а также рассмотреть возможность перевода пожертвований в онлайн-формат.
Уоррен считает, что приходам, которые испытывают трудности с оплатой труда штатных бизнес-менеджеров, следует подумать об «объединении» для их найма или о полной передаче обязанностей по ведению бухгалтерского учета и отчетности профессиональной фирме.
Пасторы «должны подавать своим епископам финансовую отчетность», — сказал Уоррен.
Чтобы еще больше снизить риск хищений со стороны духовенства, финансовый менеджмент должен быть включен в семинарское образование, поскольку священники обычно выходят из семинарии с «очень слабой подготовкой в области финансов», сказал Уоррен.
«Вы должны дать прочесть им курсы по бухгалтерскому учету, финансам, менеджменту, бюджетированию и, возможно, даже HR [человеческим ресурсам]. И они должны освоить это».