1. За рубежом: реальный мир
  2. Научные достижения
Лондон, / ИА Красная Весна

Ученые определили теоретический предел текучести неэкзотических жидкостей

Существование четкого теоретического предела текучести неэкзотических жидкостей, обусловленного законами квантовой механики, доказали физики из России и Великобритании, сообщила пресс-служба Лондонского университета королевы Марии (QMUL) 25 апреля со ссылкой на публикацию в журнале Science Advances.

«Мы получили очень удивительные результаты. Как правило, вязкость жидкости — это очень сложное свойство, которое сильно различается для разных типов веществ и разных условий. Наши же расчеты и эксперименты показывают, что минимальная вязкость очень проста и одинакова для всех жидкостей», — приводит слова физика, профессора QMUL Константина Траченко пресс-служба.

Напомним, основными характеристиками любой жидкости являются текучесть и ее антипод — вязкость. Они отражают то, насколько сильно жидкость способна сопротивляться различного рода деформациям. Эти характеристики напрямую связаны с составом и структурой молекул жидкости и способом их взаимодействия между собой.

Как говорится в сообщении QMUL, Константин Траченко и его российский коллега, академик Вадим Бражкин, директор Института физики высоких давлений РАН в Троицке, опираясь на законы квантовой механики, смогли доказать, что у вязкости существует очень простой теоретический предел, одинаково работающий для всех жидкостей.

Теоретические расчеты, выполненные учеными-физиками, неожиданным образом показали, что минимальная вязкость любой жидкости (или ее максимальная текучесть) зависит только от двух фундаментальных констант: постоянной Планка и соотношения массы протона и электрона. Все остальные свойства материи, в том числе ее молекулярный состав, не влияют на величину этой характеристики.

«Существуют свидетельства того, что этот предел может быть связан с самыми разными областями науки, в том числе физикой черных дыр, новыми состояниями материи и устройством кварк-глюонной плазмы, которая возникает при сверхвысоких температурах и давлениях. Изучение подобных связей делает науку особенно интересной», — резюмирует академик Бражкин.