В Минобрнауки решили отказаться от традиционной модели обучения в вузах
Традиционный подход к обучению в вузах малоэффективен и должен быть заменен персонализацией обучения, говорится в «Стратегии цифровой трансформации науки и высшего образования». Документ опубликован на сайте министерства науки и высшего образования, сообщает 15 июля ИА REGNUM.
В «Стратегии» указывается, что для цифровой трансформации науки и образования необходимо полностью изменить принципы работы организаций, подведомственных Минобрнауки. Новый подход предполагает непрерывное образование, внедрение цифровых технологий и переподготовку кадров.
«В их основе лежит комбинация непрерывного профессионального развития, новых цифровых сервисов и инструментов, инфраструктурных и организационных условий для внедрения изменений, сопровождение участников, при освоении новых ролей и методов рабочего взаимодействия», — указывается в документе.
В министерстве считают, что студенты вузов должны не только получать знания, но и уметь ориентироваться в информационном потоке и приспосабливаться к изменениям в профессии. «Здесь традиционная организация образовательного процесса оказывается малоэффективной и должна быть реализована в парадигме персонализации», — подчеркивают авторы «Стратегии».
По замыслу разработчиков документа, в результате цифровой трансформации вузов будет внедрен практикоориентированный подход в обучении, что повысит его качество.
Ранее, 9 июня, ректор «Университета Национальной технологической инициативы 2035» Нина Яныкина сообщила, что большим преимуществом современной молодежи является клиповое мышление, сформированное в соцсетях, которое позволяет ей лучше ориентироваться в потоке информации.
Напомним, 23 сентября 2020 года глава Минобрнауки Валерий Фальков сообщил, что внедрение в вузах элементов дистанционного обучения стало главным изменением в системе высшего образования после пандемии. Перед этим, 22 мая, он уведомил, что после пандемии российским вузам необходимо будет сохранить баланс между живым общением во время обучения и цифровизацией учебного процесса. По мнению министра, «живое человеческое общение» должно быть в «разумных пределах».
Сообщаем также, основные направления цифровизации в РФ были заданы в 2017 году принятием «Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы» и программы «Цифровая экономика Российской Федерации».
Противопоставление традиционным методам обучения благости индивидуального подхода и преимуществ получения навыков, а не фундаментальных знаний лежит в основе реформирования системы образования, начатой после развала СССР. Применение современных цифровых технологий резко ускорит этот процесс за счет перевода студентов на дистанционку, замену лекторов видеолекциями, а коллективного обучения — «индивидуальными траекториями».
Если измерять эффективность новых технологий обучения только деньгами, то традиционные методы образования, конечно, «малоэффективны». По всей видимости, в правительстве уверены, что автоматизация процессов управления и производства резко сократит потребность в квалифицированных кадрах, которых должны будут заменить операторы, занятые обслуживанием автоматики и вычислительной техники.