Проект нового бюджета Пакистана способствует переговорам с МВФ — Moody’s

Рембрант. Притча о немилосердном должнике. 1660
Рембрант. Притча о немилосердном должнике. 1660
Рембрант. Притча о немилосердном должнике. 1660

Новый проект бюджета Пакистана на 2024/25 год должен способствовать успешным переговорам с МВФ о выделении новой финансовой помощи, рассказали эксперты рейтингового агентства Moody’s 14 июня в опубликованном пресс-обзоре.

«Объявленный бюджет, скорее всего, поддержит текущие переговоры Пакистана с МВФ о новой программе расширенного финансирования (EFF), успех которой будет иметь решающее значение для правительства в стремлении получить финансирование от МВФ и других двусторонних и многосторонних партнеров», — говорится в сообщении рейтингового агентства.

При этом аналитики Moody’s отметили, что рост социальной напряженности на фоне повышения тарифов на энергоносители, роста налогов и связанного с ними снижения уровня жизни может повлиять на решимость правительства проводить необходимые экономические реформы.

«Более того, сохраняется риск, что коалиционное правительство может не иметь достаточно сильного избирательного мандата для устойчивого проведения сложных реформ», — сообщили эксперты.

В агентстве отметили, что правительство Пакистана поставило перед собой амбициозную задачу довести уровень доходов госбюджета до 17,8 трлн рупий (6,23 трлн руб.). Это на 46% больше, чем удалось заработать в текущем финансовом году. При этом одним из основных компонентов этой цели является сопутствующее повышение налоговых сборов на 40%. Последнее планируется достичь как через рост налогооблагаемой базы, так и за счет введения новых налогов (например, повышение автомобильных сборов, сборов на цемент, сталь, газ и дизельное топливо).

«В целом правительство планирует увеличить отношение доходов бюджета к ВВП до 14,3% в 2025 финансовом году по сравнению с 11,5% в 2024 финансовом году», — отмечается в сообщении Moody’s.

В конце эксперты аналитического агентства добавили, что значительная часть доходов правительства идет на обслуживание внешних долгов. Это подрывает возможности властей Пакистана сохранять устойчивую платежеспособность и одновременно с этим иметь средтва для реализации основных социальных программ и программ стратегического развития.

Напомним, по оценкам финансовых экспертов, Пакистан тратит порядка 90% (в разных источниках указываются большие или меньшие цифры) от всех бюджетных поступлений только на обслуживание своих долгов. При этом еще свежи воспоминания о потребительской инфляции на уровне более 20% с пиками до 40% на фоне шокового повышения налогов (и, соответственно, цен) на газ и топливо.

Специфика пакистанской политической жизни говорит о том, что власти обязаны поощрять свои группы поддержки в конкретно материальном выражении, иначе эта самая поддержка очень быстро теряется. На это, по-видимому, и намекают эксперты Moody’s, когда говорят о «недостатке избирательного мандата» у нынешней власти партии «Пакистанская мусульманская лига — Наваз» (ПМЛ-Н).

Также необходимо напомнить, что после недавних выборов правительство Пакистана оказалось еще более компромиссным и слабым из-за фактического отсутствия правящей коалиции с большинством голосов избирателей. Дело в том, что вторая по значимости в прошлом правительстве «Пакистанская народная партия» (ПНП) не пошла на союз с ПМЛ-Н, а выбрала линию ситуативной поддержки ее решений по принципу «будем оценивать каждое решение в отдельности». А без поддержки ПНП или, более того, с оппозицией ПНП, ПМЛ-Н оказывается в меньшинстве.