У мыса Юминда нашли место массовой гибели людей во время Таллинского перехода

Изображение: (cc) Aleksander Kaasik
Мыса Юминда
Мыса Юминда

Три советских судна, погибших во время эвакуации Балтийского флота из Таллина в Кронштадт у мыса Юминда в августе 1941 года, обнаружили и идентифицировали участники экспедиции РГО, сообщает 22 июля пресс-служба общества.

В сообщении говорится, что участники провели второй этап экспедиции «180 миль до Ленинграда. История Таллинского прорыва на современной морской карте». Вся работа проводилась в территориальных водах Эстонии, поэтому экспедиция была международной.

В период с 1 по 9 июля исследовали изучили пять судов. При этом они впервые нашли, опознали и обследовали три судна. Это пароходы ВТ-584 «Найссаар» (на нём погибло 1,5 — 2 тыс. человек), ВТ-501 «Балхаш» (3,8 тыс. человек) и ВТ-545 «Эверита» (около 1,5 тыс. человек).

На пяти указанных судах находилось 7 тысяч человек, из которых большинство погибли. Всего в районе Юминды за одну ночь погибло порядка 40 кораблей и более 10 тыс. человек. У этого мыса погибло наибольшее количество людей во время Таллинского перехода.

«Для нас основной смысл экспедиции состоит в увековечивании памяти погибших людей, поэтому мы сконцентрировали внимание на тех кораблях, которые имеют наибольшее значение с точки зрения человеческих жертв», — сказал руководитель экспедиции, основатель «Разведывательно-водолазной команды» Константин Богданов.

Его водолазы совершили серию глубоководных погружений, на глубину 100 метров. Богданов отметил слаженность и четкость работы специалистов, которым приходилось быстро работать в тяжелых условиях.

Помимо ценных наблюдений, водолазы рассказали об эмоциях, которые переполняли их на дне, рядом с погибшими кораблями.

Так, инструктор, технический дайвер Сергей Шульга, который впервые участвовал в данной экспедиции рассказал: «Останки погибших настолько хорошо сохранились, что чётко видно: вот дети, даже грудные, вот женщины, вот военные. Их тысячи, лежат слоями… Мы должны всегда помнить эту трагедию. Наша экспедиция — это вклад в дело мира, без пафоса, я так считаю».

Основатель и директор «Яхт-радио» Максим Спутай был оператором в экспедиции. Он рассказал, как меняются люди после погружения в пучину трагедии 80-летней давности.

«Самым тяжёлым было видеть глаза парней после погружения на „Балхаш“. Первым поднялся Вадим Кутуков. Очень коротко, даже скупо доложил, что он увидел на дне: „Тяжело. Очень тяжело“. И замолчал, ушёл в себя. Ощущение, что принёс с собой наверх дыхание смерти…», — поведал Спутай.

Так, по его словам, происходило с каждым, кто возвращался: «Седые мужики, далеко не пацаны. Поднимаются, снимают снаряжение и молчат…».

Напомним, первый этап экспедиции проходил в мае этого года. Тогда в российской части Финского залива обнаружили четыре затонувших судна: транспорты ВТ-524 «Калпакс», ВТ-511 «Алев», ВТ-547 «Ярвамаа» и ВТ-563 «Атис Кронвальдс». Все они погибли 29 августа 1941 года от ударов немецкой авиации, унеся с собой 2,5 тыс. человек.

Из всех крупных морских захоронений Таллинского прорыва ненайденным остаётся лишь штабное судно «Вирония», на борту которого было около 2,5 тыс. человек.