Ржевский мемориал сохранил символы, но не дух Великой Отечественной
Впечатлением от нового мемориального комплекса, посвященного советским солдатам, погибшим в битве под Ржевом во время Великой Отечественной войны, поделилась 10 июля с ИА Красная Весна преподаватель детской художественной школы Саратова, художница, член Союза художников России Надежда Шитова.
Шитова: Современное общество живет культурным кодом постмодернизма. Поэтому оно прекрасно воспринимает образы Ржевского мемориала советскому солдату. Насколько этот памятный комплекс можно сравнить с мемориалами советским солдатам времен Советского Союза?
На данный момент этот вопрос становится риторическим. К сожалению, в наше время люди менее чувствительны и восприимчивы к образам Великой Отечественной войны.
Читайте также: «Пугающий» Ржевский памятник стал жертвой компромисса — искусствовед
Безусловно, скульптора нельзя обвинить в том, что он не изучал материал. Изучал. Например, народный художник СССР, скульптор Александр Кибальников вживался в образ писателя Николая Чернышевского 11 лет. Есть ли у нас 11 лет, у современных художников, получивших заказ или выигрывавших конкурс? Думаю, нет. Художники концентрируются максимально. Но, опять-таки, они либо молоды, либо не способны пережить или хотя бы представить, что пережили прадеды.
Самые лучшие памятники воинам Великой Отечественной были созданы художниками-фронтовиками, либо не воевавшими художниками, но пережившими войну, либо сынами фронтовиков (художниками).
Внуки и правнуки, хоть и знают историю и несут определенную дань памяти войне и ее символам, но они живут или проживают другую эпоху. Они не могут проникновенно создать образ в силу времени, в котором живут. Но сохранить символику могут. И с этой точки зрения памятник прекрасно будет жить в этом нашем времени.
ИА Красная Весна: Можно ли сделать вывод, что комплекс под Ржевом сохранил элементы советской символики, но не передал дух Великой Отечественной войны?
Шитова: Да, наверно, так можно сказать. Где-то на просторах интернета я встречала мнение, что «этот памятник будет пугать детей, что нет устойчивой основы, он устрашающе парит, как призрак». Но тут можно сказать: неустойчивость — общая черта почти всего современного искусства.
Наши дети и молодежь к этому настолько привыкли, что их психика давно живет в стрессовой ситуации, как бы странно это не звучало. А с точки зрения восприятия символов памятник читается и понятен обществу.
О стилистической цельности мемориала и соотношении сторон — верха фигуры и низа — журавлиной стаи, да, наверно, можно спорить. Но памятник проверяла художественная комиссия. Значит, памятный комплекс был воспринят как некое современное прочтение образа — символа павшего солдата или как символа души погибшего солдата.
Пройдет время и история покажет — станет ли мемориал под Ржевом шедевром 21 века, как памятник защитникам Родины.