Глава «Автотора» рассказал о планах восстановления Королевского замка в 90-е
Разрушенный во время войны кенигсбергский Королевский замок мог быть восстановлен с участием топ-менеджеров концерна BMW в 90-е годы, заявил председатель совета директоров и владелец компании «Автотор Холдинг» Владимир Щербаков 3 декабря в эфире «Бизнес ФМ — Калининград».
По словам Щербакова, «в то время [в 90-е годы] мы договорились с немцами»: вице-президентом, а потом президентом концерна BMW бароном Кюнхаймом и первым вице-президентом Хартманом. Кюнхайм был главой некоммерческой организации «Сообщество жителей Кенигсберга», базирующейся в городе Дуйсбурге (ФРГ). Оба «немца» — уроженцы Кенигсберга.
«Мы [представители Автотора] договорились с ними [представителями BMW], что давайте сделаем так. Вы собрали там деньги, давайте мы чуть-чуть добавим и восстановим Королевский замок, но только сделаем его уже в современном виде, в виде пятизвездочного отеля», — рассказал Щербаков, — «А Дом Советов снести и забыть как страшный сон, и тогда бы это все играло как следует».
Читайте также: Дом Советов — народное достояние, заявили общественники Калининграда
«Этот Кюнхайм нами всеми здесь воспринимался как реваншист, который хочет вернуть… А он родом отсюда», — уточнил Щербаков.
План по восстановлению Королевского замка не позволил осуществить федеральный центр.
«У нас состоялся разговор с товарищем Волошиным, который в то время был главой администрации [президента Ельцина]», — говорит Щербаков, — «Он мне позвонил и сказал, мы с ним неплохо знакомы: „Владимир Иванович, я хочу вам без комментариев передать слова Бориса Николаевича Ельцина. Убедительная просьба к вам: вы политикой уже занимались, не мешайте нам заниматься политикой. Если нам потребуется замок на этом месте, мы вам дадим знать. А пока отойдите и не мешайте нам с этой темой. Просим вас оставить тему замка“».
Александр Волошин пресек попытки вступить с ним в дискуссию на эту тему:
«Я говорю, подожди. А он: я даже обсуждать не хочу, мне поручено вам передать. Я передал, а услышали вы или не услышали, это уже не мой вопрос. У вас с Борисом Николаевичем свои дела и взаимоотношения, вы с ним сами потом разбираетесь», — рассказывает далее Щербаков.
Читайте также: В центре Калининграда «место власти», но замка тут не будет — губернатор
Напомним, «Сообщество жителей Кенингсберга» (Stadtgemeinschaft Königsberg (Pr) — одна из многочисленных немецких организаций так называемых «изгнанных» — уроженцев территорий, потерянных Германией по результатам Второй мировой войны, и их потомков. Они объединены в «Союз изгнанных», которому большое внимание уделяется правящей коалицией ХДС-ХСС.
Декларируемая цель этих организаций — сохранение на потерянных территориях немецкого культурно-исторического наследия и идентичности членов землячеств.
Так, с калининградскими учреждениями культуры и общественными организациями плотно сотрудничал Фонд Прусского культурного наследия. При участии немецкого фонда в 90-е годы восстанавливался Кафедральный собор на острове Центральном, позже переименованном в остров Канта.
Под большим влиянием землячеств «изгнанных» города Калининградской области обзавелись гербами, практически полностью повторяющими прежние немецкие.
«Автотор Холдинг» — один из крупнейших российских производителей автомобилей, начинался в 1994 году как площадка «отверточной сборки» автомобилей BMW. В настоящее время является крупнейшим налогоплательщиком Калининградской области.
Владимир Щербаков в 1989–1991 годах работал министром, а потом первым зампредседателя правительства СССР. В 1991 году стал президентом Международного фонда содействия приватизации и иностранным инвестициям «Интерприватизация».