Глава «Автотора» рассказал о планах восстановления Королевского замка в 90-е

Изображение: © ИА Красная весна
На первом плане руины фундамента Королевского замка. Калининград
На первом плане руины фундамента Королевского замка. Калининград
На первом плане руины фундамента Королевского замка. Калининград

Разрушенный во время войны кенигсбергский Королевский замок мог быть восстановлен с участием топ-менеджеров концерна BMW в 90-е годы, заявил председатель совета директоров и владелец компании «Автотор Холдинг» Владимир Щербаков 3 декабря в эфире «Бизнес ФМ — Калининград».

По словам Щербакова, «в то время [в 90-е годы] мы договорились с немцами»: вице-президентом, а потом президентом концерна BMW бароном Кюнхаймом и первым вице-президентом Хартманом. Кюнхайм был главой некоммерческой организации «Сообщество жителей Кенигсберга», базирующейся в городе Дуйсбурге (ФРГ). Оба «немца» — уроженцы Кенигсберга.

«Мы [представители Автотора] договорились с ними [представителями BMW], что давайте сделаем так. Вы собрали там деньги, давайте мы чуть-чуть добавим и восстановим Королевский замок, но только сделаем его уже в современном виде, в виде пятизвездочного отеля», — рассказал Щербаков, — «А Дом Советов снести и забыть как страшный сон, и тогда бы это все играло как следует».

Читайте также: Дом Советов — народное достояние, заявили общественники Калининграда

«Этот Кюнхайм нами всеми здесь воспринимался как реваншист, который хочет вернуть… А он родом отсюда», — уточнил Щербаков.

План по восстановлению Королевского замка не позволил осуществить федеральный центр.

«У нас состоялся разговор с товарищем Волошиным, который в то время был главой администрации [президента Ельцина]», — говорит Щербаков, — «Он мне позвонил и сказал, мы с ним неплохо знакомы: „Владимир Иванович, я хочу вам без комментариев передать слова Бориса Николаевича Ельцина. Убедительная просьба к вам: вы политикой уже занимались, не мешайте нам заниматься политикой. Если нам потребуется замок на этом месте, мы вам дадим знать. А пока отойдите и не мешайте нам с этой темой. Просим вас оставить тему замка“».

Александр Волошин пресек попытки вступить с ним в дискуссию на эту тему:

«Я говорю, подожди. А он: я даже обсуждать не хочу, мне поручено вам передать. Я передал, а услышали вы или не услышали, это уже не мой вопрос. У вас с Борисом Николаевичем свои дела и взаимоотношения, вы с ним сами потом разбираетесь», — рассказывает далее Щербаков.

Читайте также: В центре Калининграда «место власти», но замка тут не будет — губернатор

Напомним, «Сообщество жителей Кенингсберга» (Stadtgemeinschaft Königsberg (Pr) — одна из многочисленных немецких организаций так называемых «изгнанных» — уроженцев территорий, потерянных Германией по результатам Второй мировой войны, и их потомков. Они объединены в «Союз изгнанных», которому большое внимание уделяется правящей коалицией ХДС-ХСС.

Декларируемая цель этих организаций — сохранение на потерянных территориях немецкого культурно-исторического наследия и идентичности членов землячеств.

Так, с калининградскими учреждениями культуры и общественными организациями плотно сотрудничал Фонд Прусского культурного наследия. При участии немецкого фонда в 90-е годы восстанавливался Кафедральный собор на острове Центральном, позже переименованном в остров Канта.

Изображение: © ИА Красная весна
Могила Канта у Кафедрального собора. Калининград
Могила Канта у Кафедрального собора. Калининград
Калининградсобора.КафедральногоуКантаМогила

Под большим влиянием землячеств «изгнанных» города Калининградской области обзавелись гербами, практически полностью повторяющими прежние немецкие.

«Автотор Холдинг» — один из крупнейших российских производителей автомобилей, начинался в 1994 году как площадка «отверточной сборки» автомобилей BMW. В настоящее время является крупнейшим налогоплательщиком Калининградской области.

Владимир Щербаков в 1989–1991 годах работал министром, а потом первым зампредседателя правительства СССР. В 1991 году стал президентом Международного фонда содействия приватизации и иностранным инвестициям «Интерприватизация».