Последствия кризиса будут отдаваться эхом много лет — доклад Минобрнауки
Полный переход на дистанционный режим обучения невозможен, поэтому в вузах будет смешанное обучение, считают авторы доклада, подготовленного по инициативе министерства науки и высшего образования РФ, 30 сентября сообщила «Российская газета».
В докладе указано, что вузы в целом успешно прошли «стресс-тест» пандемии коронавирусной инфекции, но во многих вузах необходимо повысить знания преподавателей по цифровым технологиям. Отмечается, что высшее образование в будущем по-преимуществу сохранит традиционный формат.
Докладчики считают, что преподавателей вузов нужно поощрять за стремление к овладению навыками дистанционного обучения студентов, а особо продвинутым адептам «дистанционки» — выдавать особые гранты. При этом большая часть преподавателей негативно относятся к онлайн-обучению и во время пандемии они смогли адаптироваться к «дистанционке» только благодаря помощи студентов.
Авторы доклада подчеркивают, что дистанционное обучение повысит доступ населения к качественному образованию. При этом они уверены, что переход на «дистанционку» во время пандемии будет иметь долговременные последствия: «Последствия кризиса будут отдаваться эхом в системе высшего образования еще несколько лет». В связи с этим предлагается пересмотреть принципы контроля за вузами, вплоть до отмены всех проверок, кроме финансовых, до конца 2024 года.
Ранее, 3 августа, две трети преподавателей вузов сообщили, что перевод обучения в онлайн негативно скажется на результатах качества обучения студентов в следующем учебном году, согласно данным соцопроса, проведенного Минобрнауки и РАНХиГС.
Перед этим, 19 мая, Минобрнауки опубликовало опрос, проведенный РАНХиГС среди 33987 преподавателей российских вузов. Подавляющее большинство преподавателей (87,8%) высказались против дистанционного образования, указав, что занятия со студентами нужно проводить в очном формате. 85,7% преподавателей сообщили об уменьшении количества свободного времени. 67% преподавателей отметили, что не согласны с предложением через год перевести большинство лекций и семинаров в онлайн формат.
Напомним, 3 июля группа ректоров ведущих вузов представила доклад «Уроки „стресс-теста“. Вузы в условиях пандемии и после нее». В докладе утверждается, что вузы успешно справились с введением дистанционного образования во время карантина, что предоставляет возможность для дальнейшего развития такой формы образования. При этом переход на «дистанционку» требует дальнейшего развития программ психологической и социальной поддержки студентов и преподавателей. По итогам доклада Фальков заявил, что ученые и преподаватели на основе полученного опыта должны приспособить систему образования к нуждам изменившегося мира.