Процесс выработки грибами защитных химических соединений выяснили ученые

Изображение: Илья Савченко © ИА Красная Весна
Гриб

Механизм производства грибами защитных химических соединений определили исследователи Геттингенского университета, 12 октября сообщает журнал eLife.

Полученные данные свидетельствуют о том, что клетки Хюлле, находящиеся в репродуктивных частях гриба Aspergillus nidulans (A. nidulans), играют ключевую роль в защите от других организмов.

«Будучи неподвижными организмами, грибы не могут убежать от нападающих хищников или организмов, таких как бактерии, которые конкурируют с ними за ресурсы, поэтому они вместо этого формируют средства химической защиты, называемые вторичными метаболитами. В нашем исследовании мы хотели выяснить, где находятся белки, способствующие производству этих соединений, в грибах A. Nidulans», — объясняет первый автор Ли Лю, аспирант Геттингенского университета.

Ученые обнаружили, что белки, лежащие в основе производства вторичных метаболитов, в значительной степени у грибов сосредоточены в клетках Хюлле. Производство этих защитных химических веществ увеличивается по мере развития плодовых структур гриба.

Затем было обнаружено, что регулятор под названием «бархатный комплекс» контролирует путь производства этих защитных химикатов. Без этого регулятора грибы не способны их производить. Когда производство химических веществ прерывается, в клетках Хюлле накапливаются промежуточные соединения, которые препятствуют росту плодовых структур гриба.

Наконец, ученые высадили на грибы хищников-членистоногих, включая мокриц. Они обнаружили, что хищники избегают употреблять в пищу репродуктивные части гриба, которые вырабатывают защитные химические вещества.

«Химические вещества не токсичны для хищников — они просто делают гриб и его репродуктивные части непривлекательными для них», — говорит соавтор Дженнифер Герке, аспирант-исследователь Геттингенского университета.

Эта работа дает новое представление как об экологии грибов A. nidulans, так и об экологических функциях и воздействии вторичных метаболитов, которые они производят для самозащиты.