«Надо жить вместе, тогда что-то получится. Это и помогло в блокаду»
О блокадных днях и их влиянии на сегодняшний день высказались жительница блокадного Ленинграда Людмила Васильевна Исхакова и ее супруг Юрий Дмитриевич, сообщает корреспондент ИА Красная Весна.
Людмила Васильевна, Юрий Дмитриевич, хочется задать самый главный вопрос: в чем подвиг Ленинграда?
Л.В.: В том, что выжили!
Ю.Д.: Для большинства людей подвиг заключался в том, что не стали сдаваться. Что стали жить и по мере сил работали и обеспечивали фронт. То, что не покорились, не сдались, а стали выживать — вот это и есть подвиг.
А что помогло не покориться, не сломаться?
Ю.Д.: Люди больше помогали друг другу. Они понимали, что выжить можно только вместе, в одиночку не выжить. И надо помогать друг другу чем можешь. А это особенности русских: надо жить вместе, тогда что-то получится. И это и помогло в блокаду.
Как оцениваете отношение молодежи к теме блокады?
Ю.Д.: Мы судим по своим внукам. Им сейчас по 20 лет, и от них это далеко, но они с интересом слушают, когда рассказываем. И не только слушают, но и просят рассказать! Более того, если где-то слышат отрицательные оценки, например, вроде того, что зачем надо было защищать город, почему бы не сдать его, то напрочь такое не воспринимают! А они же этим и на друзей влияют. У них и не может быть друзей, которые не разделяют их философию, они просто не будут с такими общаться.
Л.В.: На днях были в школе. Школьники так нас встречали! Цветы подарили, все время помогали, с большим уважением относились, очень большое впечатление произвело! И это искренне было.
Ю.Д.: Да, отрицательного отношения я нигде не встречал в школах. Хотя слышал, что есть и собачье отношение. Но в жизни таких людей встречать не приходилось.
Если современное общество попало бы в те условия — оно выдержало бы?
Ю.Д.: Был бы, условно говоря, естественный отбор. Кто не попадает в рамку коллектива, тот выпадает. Но город выжил бы. Народ разный, и отношение разное, и злобство разное. Но когда люди попадают в сложные условия, стремление как-то организоваться, чтобы выжить — оно есть.