1. Мир спорта
  2. Массовый спорт в России
Москва, / ИА Красная Весна

Тренер: как мы наставляем детей, такие плоды и имеем в будущем

Изображение: Антон Бузурный
Занятие по историческому фехтованию
Занятие по историческому фехтованию

О своей работе в волонтерском проекте «Рыцари улиц» и необходимости воспитательной работы с детьми рассказал тренер по историческому фехтованию Антон Бузурный 26 февраля в интервью корреспонденту ИА Красная Весна.

– Расскажите, пожалуйста, о Вашем проекте «Рыцари улиц».

– «Рыцари улиц» это благотворительный волонтерский некоммерческий проект. Он ориентирован на детей из малообеспеченных, неполных и, скажем так, сложных семей. Мы, как волонтеры, проводим с такими детьми спортивные и творческие мероприятия. Походы в музеи или выезды. Это все необходимо для полноценного развития детей и адекватного восприятия жизни.

– Чем обусловлен выбор тематики средневекового рыцарства в Вашей работе с детьми?

– Я — руководитель военно-исторического клуба «Белый крест» и у нас есть школа исторического фехтования. У нас занимаются дети от четырех лет и взрослые люди. Я преподаю исторический средневековый бой, это отдельный вид спорта.

В занятиях детей до 18 лет мы используем мягкое снаряжение: имитация мечей и щитов из нетравматичного материала. Такие занятия развивают дыхательную систему, координацию движений и навыки фехтования. После 18 лет люди фехтуют на стальных мечах и в стальных доспехах. Это такой же вид спорта как бокс, например. Только мы выходим на ринг и сражаемся на мечах. Я уже 11 лет этим занимаюсь и это мне нравится, до сих пор сам выхожу на ринг.

Соответственно, в моих волонтерских проектах это может быть хорошим инструментом, потому что я это хорошо знаю, и это каждому мальчику интересно. Помню, когда я был маленький, мы бегали в лесу с палками. Наверно, каждый пацан это делал. Поэтому когда приходишь и предлагаешь мальчику побыть рыцарем, увидеть и пощупать настоящие рыцарские доспехи, пофехтовать, наверно, каждый первый соглашается. И соглашаются, даже если ребята понимают, что им это не интересно потом будет в профессиональном плане, но какое-то время им интересно поучаствовать в тренировках и боях. Также им интересно посмотреть на шатры, на знамена рыцарские, на щиты. Я не знаю что может быть еще интереснее, что бы еще захватывало сразу пацана.

– Что является мотивом Ваших занятий с детьми?

– По образованию я психолог-педагог. Являюсь верующим христианином. Наверно, основное это то, что я неравнодушен к тому что происходит в социуме. Ведь когда рождается ребенок он должен развиваться, чтобы когда он вырастет, он сделал выбор как ему жить, зачем ему жить и так далее. Мне кажется, что взрослые люди должны к этому усилия прилагать. Как мы наставляем детей, такие плоды мы и имеем в будущем.

– Как Вы находите детей?

– Давно был волонтером в разных интернатах и детских домах. И с ними у меня есть контакт. У нас команда есть и кто-то в ней знаком с многодетными, неполноценными, малообеспеченными семьями. А дальше уже контакты распространяются по знакомым. Мы прежде всего с родителями знакомимся. Объясняем кто мы такие и родители, как правило, соглашаются на то чтобы мы с их детьми занимались.

– Вы знаете кого-то, кто еще такими же проектами занимаются?

– Меня когда-то вдохновил Геннадий Мохненко с Украины. Он известен тем, что у него больше тридцати детей усыновленных. Когда я о нем узнал, мне было восемнадцать-девятнадцать лет. И мне стало очень интересно, что человек не просто проживает жизнь, а что-то такое героическое делает. Оказалось, что каждый из нас может стать своеобразным супергероем, для этого достаточно просто найти свою нишу и сделать все, что от тебя зависит. Потом, в течение жизни у меня появилось двое знакомых, которые тоже усыновляли много детей, от десяти до двадцати. И в этом плане меня, конечно, вдохновляют такие люди которые неравнодушно относятся к тому что ребенок оказался в сложной ситуации. Им не безразлично как он проживает жизнь и кто из него получится. И в это меня подтолкнуло просто двигаться самому, с командой, невзирая на то, что это может потребовать финансовых вложений или что-то надо будет еще делать. То есть, мы просто берем и делаем, что можем, как часть гражданского общества.

– Если разделить время, которое Вы проводите с детьми на спортивную составляющую и воспитательную, как это время распределяется?

– Здесь сложно сказать, чего больше. Мы тренируемся, также есть какие-то элементы творчества. Например, спектакли в рыцарском стиле можем ставить. Потом мы обсуждаем эти постановки с точки зрения моральных ценностей. Объясняем, почему воровать плохо, почему нужно любить своих родных, не бросать своих друзей и прочее. Они кажутся такими простыми, но порой даже взрослым людям не хватает этого понимания. Если эти понятия в ребёнка закладывать, то больше плодов будет.

– Вы пробовали общаться с властями насчет финансовой поддержки?

– Честно говоря, не пробовали, потому что это, наверно, много сил отнимет. Поэтому сейчас проще из своей зарплаты вложить средства в это дело. Или клич бросаем по людям которые добровольно хотят просто помочь. Не обязательно финансово. Кто-то может с транспортом помочь, обеспечить чем-то еще. Свои усилия приложить, потратить личное время. И люди откликаются.

– У Вас есть возможность наблюдать как дети со временем меняются, как на них влияет Ваше воспитание?

– Мне кажется, что особо важен воспитательный процесс для раннего подросткового возраста — примерно в 13 лет. Моя ключевая позиция в том, что когда ребенок вырастет, ему будет 18 или 20 лет, ему нужно будет делать выбор как он будет жить, с кем он будет жить. Моя задача — какое-то основание заложить и помочь ему потом определиться. Вспоминаю до сих пор, когда мне было 7-10 лет, мама со мной правильные книжки читала. Я вырос в такой атмосфере, в которой в меня определенное основание закладывали. Учили, что если я буду жить неправильным образом, то это приведет к плохому результату. И что со мной тогда может быть, что с моей будущей семьей может быть. Учили, что у меня есть выбор, я его сам должен сделать в 20 лет. Когда я уже буду сознательным.

И в этом плане мы, конечно, наблюдаем за ребятами, как они рефлексируют на какие-то проблемы. Например, они сами говорят: «я в школ видел, что вот этот парень что-то украл, а я так делать не хочу, потому что знаю, что мне это счастья не принесет». Или, как пример, ребята начинают заботятся о более младших. Какие-то вещи сложно отследить, если парню 8 лет, но уже виден процесс его мышления, как он начинает мыслить и определенная его позиция проявляется.

Напомним, что из-за поездки на Олимпиаду в Пхченхане российских спортсменов под нейтральным флагом в обществе развернулась дискуссия о соотношении вложений ресурсов со стороны государства в массовый спорт и спорт высших достижений. В связи с этим ИА Красная Весна провело трансляцию и опубликовало серию отдельных интервью, в которых осветило особенности современного российского массового спорта глазами тренеров, людей занимающихся спортом, заинтересованных родителей.