В Британии произведут ГМ-пшеницу для снижения аспарагина в ней. Но зачем?
Исследователи из Великобритании обратились в правительство за лицензией на проведение полевых испытаний генно-модифицированной (ГМ) пшеницы. Об этом 17 мая сообщает издание FarmingUK.
План рассчитан на пятилетний проект, заканчивающийся в 2026 году. Посев растений предполагается производить в сентябре или октябре каждого года, а сбор урожая — в сентябре следующего.
Этому исследованию предшествовали испытания ГМ-пшеницы и камелины, проведенными компанией Rothamsted Research на двух участках в Хартфордшире и Саффолке за последние 10 лет.
Новый проект включает пшеницу, в которой концентрация аминокислоты под названием аспарагин была снижена в зерне с помощью метода редактирования CRISPR.
Аспарагин — одна из аминокислот, используемых для производства белков, но в своей свободной (небелковой) форме он может превратиться в токсичный загрязнитель, называемый акриламидом, при выпечке и высокотемпературной обработке.
Ведущий автор исследования профессор Найджел Хэлфорд сказал: «Мы считаем, что уровень аспарагина можно существенно снизить без ущерба для качества зерна. Это принесло бы пользу потребителям, сократив воздействие акриламида из своего рациона, и пищевым предприятиям, позволив им соблюдать правила присутствия акриламида в своих продуктах».
«Однако это долгосрочная цель, и данный проект направлен на оценку эффективности растений пшеницы с низким содержанием аспарагина в полевых условиях и измерение концентрации аспарагина в зерне, полученном в полевых условиях», — добавил он.
CRISPR — это метод редактирования генов, при котором в целевой ген вносятся небольшие изменения, в данном случае для того, чтобы выбить этот ген и из него больше не получался функциональный белок.
Ранее в интервью ИА Красная Весна селекционер, кандидат биологических наук Людмила Семенова, высказала свое мнение о ГМО и, в частности, поставила под сомнение безопасность применения метода CRISPR.
«А что заменит ту часть, которая индуцирована? Те биохимические, ферментные, гормональные процессы, которые зависели от удаленного участка? Что дальше может быть, как дальше пойдет процесс? Кто может гарантировать, что он пройдет так, как нам бы этого хотелось? А не пойдет он так. Потому что редупликация, удвоение ДНК, не пройдет должным образом, оно затянет совершенно другие последовательности», — считает Семенова.
«ДНК — это чередование разных аминокислот в своем соединении. Вот заменили в этой цепочке лейцин на тиамин — и уже всё пошло по-другому. Потому что никто не знает, в какой степени, в какой части лейцин связан с синтезом других структур. Ведь это же всё проходит в ядре клеток, в половых клетках, на уровне гормональной редукции», — пояснила ученая.