Мэрия Москвы и бизнес развивают инфраструктуру, а страдают москвичи
Объем контрактов Москвы по проектам государственно-частного партнерства (ГЧП) с 2013 года по настоящее время составил более 815 млрд рублей, крупнейшими направлениями являются контракты жизненного цикла, проекты строительства транспортно-пересадочных узлов (ТПУ) и автодорожные концессии. Об этом заявил 18 июля глава департамента экономической политики Москвы Владимир Ефимов на Московском урбанистическом форуме, передает корреспондент ИА Красная Весна.
«Москва, как и все крупнейшие мегаполисы мира, сталкивается с глобальными вызовами, связанными с развитием инфраструктуры, необходимостью создания высокопроизводительных рабочих мест, модернизации производственных мощностей. Одним из эффективных механизмов решения задач подобного масштаба является государственно-частное партнерство, — отметил Ефимов. — Столица три года подряд является лидером развития ГЧП в России и одна из первых начала использовать такие инструменты».
Глава экономического ведомства Москвы также рассказал о том, что наряду с традиционными инструментами ГЧП в Москве применяются инновационные подходы.
Например, в октябре 2017 года впервые в России был заключен офсетный контракт в сфере промышленности, суть которого в том, что город заключает с поставщиком контракт сроком до десяти лет на поставку востребованной продукции с обязательствами поставщика инвестировать не менее 1 млрд рублей в организацию производства на территории Москвы. Объем инвестиций по заключенному контракту составит не менее 3 млрд рублей.
Ранее ИА Красная Весна уже сообщало о том, что в Москве будет построен гигантский ТПУ «Рязанская», проходная способность которого по мощности будет сравнима с пассажиропотоком трех столичных вокзалов.
Подробности читайте здесь: В Москве готовятся построить гигантский транспортно-пересадочный узел
Новаторский метод мэрии, который заключается в том, что город переложил свои обязанности по развитию инфраструктуры на плечи частных инвесторов, безусловно, производит впечатление. Но только не тем, как ловко чиновники умудрились сэкономить бюджетные деньги, переложив траты на частников, а грядущими социальными последствиями.
Суть программы по постройке 300 ТПУ заключается в том, что город подводит к объектам коммуникации, упрощает процедуру получения разрешительной документации и позволяет инвестору возводить коммерческие объекты — апартаменты, гостиницы, торговые центры, жилье. Городу это выгодно тем, что он продает землю под строительство и не тратится на возведение собственно самих ТПУ.
Однако только этим дело не ограничивается. Видимо, по забывчивости господин Ефимов забыл рассказать о том, что строящиеся апартаменты не являются жилыми помещениями, а следовательно, не требуют оснащения соответствующей инфраструктурой в виде детсадов, школ, поликлиник, детских площадок и многого другого. Проще говоря, это помещения временного пребывания, собственники которых не вправе рассчитывать на причитающуюся социальную инфраструктуру. Именно в этом и состоит взаимный интерес чиновников и бизнеса. Инвесторы не строят инфраструктуру, а чиновники не заставляют их это делать, а в случае невыполнения первыми обязательств — не достраивают ее за них.
Возможно, такое положение дел могло бы продолжаться сколь угодно долго. Но в ряде регионов страны это уже привело к возмущениям населения, купившего дешевые апартаменты. Люди стали требовать садики, поликлиники и школы. Озаботившись ситуацией, в Минстрое России еще в 2017 году начали обсуждать законопроект о переводе апартаментов в статус жилых помещений.
Очевидно, что данная инициатива будет поддержана законодателями, и соответствующий нормативный акт вскоре будет принят. Став собственниками жилых помещений, граждане получат право требовать от властей соответствующей инфраструктуры. Где возьмут региональные власти дополнительные миллиарды рублей, если даже богатейшая Москва предпочитает владельцев апартаментов прикреплять к имеющимся соцобъектам, — непонятно. К митингам обманутых дольщиков мы уже привыкли, ждем выступлений обманутых владельцев апартаментов?
Также стоит обратить внимание на то, что в программе развития транспортной инфраструктуры столицы ее коммерческая составляющая приобрела первостепенное значение. Речь идет о том, что, как в случае, например, с ТПУ «Тропарево», ненужный с точки зрения пассажиропотоков пересадочный узел возводится ради строительства в этом очень выгодном месте очередного торгового центра.