Глава Казахстана признал отсутствие реальной борьбы с коррупцией

Изображение: Цитата из м∕ф «Остров сокровищ». Реж. Давид Черкасский. 1988. СССР
«Делай деньги, делай деньги, а остальное всё — дребедень!»
«Делай деньги, делай деньги, а остальное всё — дребедень!»
«Делай деньги, делай деньги, а остальное всё — дребедень!»

Отсутствие комплексной антикоррупционной политики в Казахстане констатировал президент республики Касым-Жомарт Токаев 19 августа во время совещания по вопросам борьбы с коррупцией, сообщает пресс-служба Акорды (администрации президента).

Глава Казахстана отметил, что не видит «комплексной и превентивной работы» в действиях антикоррупционных ведомств республики. «Чиновники меняются по кругу один за другим, а системные проблемы не решаются», — подчеркнул Токаев.

Он напомнил, что преступления в медицине были выявлены только «после дефицита лекарств в разгар пандемии», а о коррупционных нарушениях во время цифровизации медицины «заговорили только сейчас, когда уже потрачены десятки миллиардов тенге».

По мнению главы Казахстана, аналогичная ситуация может возникнуть в проектах, намеченных в сфере образования, занятости населения и реализации социально значимых инициатив.

«Людям ни к чему красивые рапорты о задержании, когда уже похищены многомиллиардные средства», — отметил Токаев, подчеркнув, что настал момент для коренного пересмотра подхода к коррупции в стране.

«Коррупция — это глубоко социальная болезнь. Победить мы ее сможем только общими усилиями», — подытожил президент.

Комментарий редакции

Во всех постсоветских странах после крушения Советского Союза наибольшего успеха, в том числе во власти, добились люди полукриминального или криминального образа мысли.

Накоплений, необходимых для покупки средних и крупных предприятий, принадлежащих ранее государству, у законопослушного советского человека просто не было. Кроме того, на протяжении последних трех десятилетий идея личного обогащения транслировалась казахстанскими властями и лично первым президентом страны Нурсултаном Назарбаевым и звучала буквально из каждого утюга.

Сформированная из особых людей и нарастившая свои мышцы криминальная элита всё вокруг видит как источник или средство наживы. Она превращает в инструмент воровства любую инициативу, под которую могут быть выделены средства. В инструмент воровства может превратиться и проект борьбы с коррупцией, и проект спасения населения о коронавируса, и всё что угодно.

Остановить процесс уничтожения государственной системы казахстанской элитой может только резкое прерывание периода первоначального накопления капитала, длящегося десятилетиями.

Пока, несмотря на все заявления Токаева, решимости пресечь распространение этой «глубоко социальной болезни» не видно. А если она не возникнет, то коренной пересмотр подхода к борьбе с коррупцией в Казахстане не может не вылиться в очередной спектакль и еще большее воровство.