1. Экономическая война
  2. Электротранспорт
Токио, / ИА Красная Весна

Волна электрификации ударит по рынку дешевых авто в Японии — эксперт

Георг Хендрик Брейтнер. Тягловые лошади на снегу. 1890
Георг Хендрик Брейтнер. Тягловые лошади на снегу. 1890

Рынок японских компактных автомобилей окажется под угрозой из-за планов властей Японии по отказу от бензиновых двигателей, заявили журналисты Сихо Такэдзава и Цуёси Инадзима в своей статье, опубликованной 1 февраля в издании The Japan Times.

Речь идет про автомобили типа «кэй» (англ. kei, в переводе с японского означает «легкий»). Это — доступные и компактные автомобили, популярные за пределами крупных городов и среди семей, которым требуется несколько транспортных средств. Объем двигателя этого типа авто ограничен по закону 660 куб. см.

На данную категорию приходится около трети продаж новых автомобилей в Японии. Они в основном производятся для внутреннего рынка, отмечает издание.

В прошлом году премьер-министр Ёсихидэ Суга пообещал декарбонизировать Японию к 2050 году, а к середине 2030-х годов запретить продажу новых автомобилей, работающих только на бензине.

Для Honda Motor, Nissan Motor и других производителей компактных автомобилей такие планы властей порождают дополнительные проблемы. По данным Tokyo Tokai Research, электрификация может добавить к цене такого авто лишние 1-2 млн иен. Т.е. потенциально удвоит цену автомобиля и сделает их менее доступными для покупателей.

«Доступность и удобство — это источник жизненной силы компактных автомобилей», — сказал глава Японской ассоциации мини-автомобилей Хитоси Хории, добавив, что они важны с точки зрения обеспечения мобильности людей, и в ряде случае просто заменяют общественный транспорт.

Автомобили категории кэй распространены в сельской местности, где сети общественного транспорта развиты плохо. Они хорошо подходят для узких дорог Японии, из которых 85% достаточно широки только для одновременного проезда двух таких мини-автомобилей. Эту цифру привел в декабре председатель Японской ассоциации автопроизводителей и главный исполнительный директор Toyota Motor Corp. Акио Тойода.

«Люди, может быть, и способны жить в городах без автомобилей типа кэй, но когда вы находитесь в сельской местности, эти машины просто необходимы», — заявил Тойода, назвав их национальным автомобилем Японии.

Десятилетия экономической стагнации в Японии побудили потребителей сделать выбор в пользу компактных автомобилей, отмечает издание. По данным Японской ассоциации мини-автомобилей, даже в 2020 году было продано в общей сложности около 1,7 млн таких авто.

Поскольку пандемия давит на экономику, а уровень безработицы в Японии возрастает, потребительские настроения ухудшаются. Повышение цен на автомобили категории кэй, вероятно, ляжет самым тяжелым бременем на людей с низкими доходами. Особенно на пожилых людей и женщин, многие из которых работают неполный рабочий день и зарабатывают в среднем меньше мужчин.

По данным ассоциации, около 40% водителей мини-автомобилей составляют люди 60 лет и старше.

«Мини-автомобили потеряют смысл, если цены на них поднимутся», — сказала Нозоми Хирамацу, которая четыре года назад открыла свою собственную ферму на северо-востоке Японии.

Toyota и Honda могли бы использовать свои гибридные технологии для автомобилей категории кэй, но это связано с рисками в случае снижения цен на аккумуляторы, отмечает аналитик Carnorama Такеси Мияо. Цены на аккумуляторы для электромобилей упали на 15% с 2019 по 2020 год, в то время как, например, батареи для подзаряжаемых гибридов подешевели только на 5%, сообщает BloombergNEF.

Еще одна угроза для японских производителей мини-автомобилей — выход на рынок доступных электромобилей из Китая. Например, четырехместный хэтчбек Mini EV компании SAIC-GM-Wuling Automobile стал бестселлером в Китае и является одним из самых дешевых на рынке (менее $5 тыс.), отмечает издание.

По мнению Мияо, рынок автомобилей категории кэй, вероятно, почувствуют наибольший удар от правительственного плана по прекращению продаж бензиновых автомобилей к 2035 году.

«Их рано или поздно поглотит волна электрификации», — сказал аналитик Carnorama.